Из
книги Житие
и чудеса
святого
Николая,
архиепископа
Мирликийско,
и слава его в
России.
Страшно, но
вместе и
славно и
поучительно,
чудо от
образа
святого
Николая
Угодника,
случившееся
в 1694 году.
В
среду, на
Фоминой
неделе, ночью
какие-то
святотатцы
выломали
двери в
Никольском
храме в
Николаевском
погосте
Ростовского
уезда и
ограбили
чудотворную
икону
Святителя,
сняли с нее
монисты,
кресты,
жемчуг и
деньги,
только венца
и цаты не
тронули.
Причта
Никольского
в то время не
было в
погосте: он
был
приглашен в
отдаленное
село на требу.
Можно себе
представить
его
негодование
и скорбь,
когда по
возвращении
своем он
открыл
происшедшее
без него
святотатство.
Тотчас
священнослужители
известили о
случившемся
своего
митрополита
Ростовского,
преосвященного
Иоасафа, и
владыка,
также
опечаленный
и
оскорбленный
этой
дерзостью
злодеев,
велел только
во избежание
повторения
подобных
злодейств
сделать в
пострадавшей
церкви
двойные
двери и замки,
больше
ничего он не
мог
предпринять.
Но что же воры?
Неужели Бог
попустил им
безнаказанно
совершить
это
кощунственное
святотатство?!
Спустя
немного
времени
после этого
хищничества,
в том селе,
откуда были
грабители и
куда они
принесли
украденное,
брат этих
святотатцев
на исповеди
открыл отцу
своему
духовному,
как они
пришли
однажды
ночью и
принесли
награбленные
церковные
вещи. В первый
же затем день
после этой
ночи один
брат его,
святотатец
начал
печалиться и
тосковать,
скоро совсем
лишился ума,
начал
буйствовать
и бегать по
полям и лесам
и, наконец,
пришедши
домой,
повесился.
Второй
преступник
наказан был
Божиим судом
иначе. На той
же неделе он
отправился
пахать свое
поле; здесь он
припахал к
своей пашне
яровое поле
другого села,
поссорился
за это с одним
человеком, и
тот в ссоре
убил его. А
спустя
несколько
лет и
последний
брат этого
дома по
оговору был
взят на пытку
в заточение в
Москве;
домочадцы
его
разбежались,
и дом их
разорился.
Равным
образом и все
прочие
единомышленники
и товарищи их,
наконец,
попались в
своих
злодействах,
были
обвинены во
многих
разбоях и
убийствах и
по
государеву
указу в
разных
городах и
селах
наказаны
смертию. Так
покарал суд
Божий
оскорбителей
великого
Угодника,
благодетеля
человеческого,
святого
Николая.
Из жития преподобного Паисия Величковского.
Вот что было
в начале
иноческого
пути Петра,
будущего
великого
старца
схиархимандрита
Паисия.
Тяжело
поразило
известие об
уходе
неизвестно
куда Петра
Величковского
его бедную
мать.
Скорбная
вдовица ведь
жила только
надеждою на
сына, и вот
этого-то сына
не стало!
Горько и
долго она
плакала и с
горя решила
было не есть и
не пить, пока
не умрет. Ее
разум стал
уже
ослабевать. И
родные, и
невестка ее,
жена ее
умершего
сына отца
Иоанна, и
другие уже
ждали ее
смерти. Но
вдруг
больная,
убитая горем
старушка
пришла в себя,
попросила
акафист
Божией
Матери и
стала его
читать и
читала
долгое время.
Когда она
пришла в себя,
позвала
духовника и
рассказала
всем
следующее.
Когда я от
печали и
изнеможения
ослабела и
была близка к
смерти,
рассказывала
она, я
увидела
много
демонов,
ужасных
видом,
которые и
хотели меня
схватить.
Тогда я
попросила у
вас акафист и
стала его
читать. Когда
я читала
акафист,
непрерывно
день и ночь,
бесы
трепетали и
не смели меня
коснуться.
Потом стало
мне радостно.
Я увидела
отверзтые
небеса и
сошедшего с
неба ангела.
Ангел был
светлый и
спустился
как молния. Он
стал подле
меня и начал
мне так
говорить: О,
безумная! Что
это сделала?!
Вместо того,
чтобы всею
душою, всем
сердцем
твоим возлюбить
Господа,
своего
Создателя, ты
более Творца
возлюбила
Его творение
своего сына!
И ради
безрассудной
и
богопротивной
твоей любви
надумала
уморить сама
себя голодом
и за это
подпасть под
вечное
осуждение?! И
знай твердо:
твой сын при
помощи благодати
Божией
непременно
будет
монахом.
Следует и
тебе последовать
в этом сыну,
отречься
мира и всего,
что в мире, и
стать
монахиней.
Есть на это
особая воля
Божия! Если же
ты
воспротивишься
такой воле
Божией, то
дано мне
такое
повеление от
Христа
Господа Бога
и Создателя: я
отдам тебя
бесам,
которые ждут
схватить
тебя, чтобы
они
поругались
над душою и
телом твоим.
Пусть тогда и
другие
родители
научатся не
любить своих
детей более
Бога.
Когда
я услышала
такие слова
ангела
Божьего, то
воскликнула:
Если такова
Божья воля, то
отныне я не
стану
скорбеть о
моем сыне. И
сейчас же
бесы исчезли.
Ангел же
Господень
радостный
поднялся на
небеса.
Духовный
ее отец и
сродники,
выслушав с
благоговением
и радостью
рассказ
Ирины, и
утешенные и
многому
отсюда
поучившиеся,
разошлись по
своим домам.
Вскоре
благочестивая
мать юного
подвижника
поступила в
женский
монастырь,
пострижена в
монахини с
именем
Юлиании и
через десять
лет мирно
почила.
Из жития святого Иоанна, епископа Суздальского.
Когда была совершена Божественная литургия, благоверный князь Борис Константинович и бывшие с ним удостоились чудного видения. Они увидели, что на святителя Иоанна сошла Божественная благодать, в виде света великого, и осенила его.
* * *
Однажды, во
время
литургии, в
церковь
Преображения
Господа
нашего
Иисуса
Христа
пришел
благоверный
великий
князь Борис
Константинович
и увидел
здесь чудное
видение. Ему
казалось, что
с епископом
служил
облеченный в
светлые ризы
муж, сияющий
образ коего
был страшен и
несказанен.
По окончании
литургии,
улучив время,
князь
приступил к
святому
Иоанну и,
поклонившись
ему до земли,
просил
епископа
объяснить
виденное им.
Епископ, не
желая
открывать
тайны сей,
сказал князю:
О, князь, что
ты видишь
чудесного в
том, что я
служил
Божественную
литургию с
добрым
пастырем
двора сего
духовного
словесных
овец. С нами
были здесь
лишь
священноиноки,
которых твое
величество
знает;
другого же
священника с
нами не было.
Но
князь
продолжал
умолять
святого
Иоанна, чтобы
тот объяснил
ему видение.
Тогда святой
сказал ему:
Если Бог
открыл тебе
видение, я ли
могу сие
утаить? То был
ангел
Господень,
который не
только ныне,
но и всегда,
посещением
Божиим,
сослужил мне,
недостойному.
Но не
рассказывай
никому о
виденном
тобою, пока я
жив.
Из жития святого благоверного князя Александра Невского.
Благоверный
князь
Александр
Невский
вступил с
Новгородским
войском в
Ингерманландию,
чтобы
очистить ее
от шведов, в
следующее
утро
намеревался
дать битву.
Один из
воевод его,
именем Филипп,
муж
богобоязненный,
имея
поручение
ночью
наблюдать
движение
неприятелей,
на заре
утренней
внезапно
увидел
плывущий по
Неве корабль,
посреди
которого
стояли
святые
мученики
Борис и Глеб,
а гребцы
сидели
одеяны мглою.
Тогда святой
Борис сказал
святому
Глебу:
Любезный
брат! Ускорим
шествие, да
поможем нашему
сроднику
Александру
противу
неистовых
шведов.
Устрашенный
и вместе
обрадованный,
воевода
немедленно
возвестил
свое видение
князю.
Одушевленный
небесною
помощью,
Александр
дал сражение,
разбил
врагов и,
преследуя их,
ранил в лицо
самого
короля. После
сего место
битвы он
назвал
победою (виктория),
а сам от современников
и потомства
наименован
Невским.
Здесь-то Петр
Великий, во
славу Бога, в
Троице
славимого, и
во имя
Александра
Невского
соорудил
знаменитую
обитель, где и
ныне
почивают
чудотворные
мощи его.
* * *
В 1491
году во
Владимире
произошел
страшный
пожар, во
время
которого
сгорел и храм,
где
покоились
мощи
благоверного
князя
Александра.
Во время
этого пожара
молящиеся
увидели
благоверного
князя, как бы
на коне
поднимающимся
на воздух к
небу. И после
пожара
оказалось,
что, несмотря
на то, что вся
внутренность
храма
обгорела,
мощи
благоверного
князя
остались
неповрежденными
огнем.
В
1541 году после
праздника
Успения
Пресвятой
Богородицы,
после
окончания
вечерни,
перед ракою
мощей
благоверного
князя
Александра
загорелись
сами собою
свещи, и
многие из
братии и из
молящихся с
удивлением
наблюдали
это.
Из жития святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого.
Проходил по
торжищу
святой,
Христа ради
юродивый,
Василий
Блаженный, а
там сидели
женщины,
продававшие
свое
рукоделие;
посмеялись
они наготе
его и все
ослепли. Одна
из них, будучи
разумнее
других, как
только
почувствовала,
что лишается
зрения,
воспользовавшись
остатком
света,
устремилась
вслед за
Василием,
умоляя его
остановиться.
Со слезами
припала она к
ногам его,
раскаиваясь
в своем
согрешении, а
блаженный
добродушно
сказал ей:
Прозришь,
если
исправишься.
Он
дунул ей на
глаза, и она
прозрела.
Исцеленная
умолила его
возвратиться
к ее подругам,
сидевшим на
торжище в
слепоте
своей;
человек
Божий
снисходительно
исполнил ее
желание и
всем им возвратил
зрение.
* * *
Пришел
как-то Христа
ради
юродивый
Василий
Блаженный в
корчемницу,
которой
хозяин был
зол сердцем и
с бранью
подносил
посетителям
вино, часто
повторяя имя
демонское.
Блаженный
Василий стал
в дверях и,
скорбя духом,
смотрел на
приходивших
пить. Тогда
вошел
человек,
трясущийся
телом от
многого
пьянства,
который
просил
корчемника
скорее дать
ему за деньги
вина, но тот, в
порыве злобы,
крикнул на
него:
Лукавый да
возьмет тебя,
пьяницу,
мешающего
мне
подносить
лучшим тебя.
Услышав
такое слово,
оградил себя
крестным
знамением
пришедший,
принимая из
рук его вино.
А блаженный
Василий, как
бы юродствуя,
громко
засмеялся и
рукоплескал
ему, говоря:
Хорошо
сделал ты,
человек, так и
всегда делай,
чтобы
спастись от
невидимого
врага.
Бывшие
в корчемнице
спрашивали о
причине
смеха, и
разумно
отвечал им
Христа ради
юродивый:
Когда
корчемник
призвал имя
лукавого,
взошел бес с
его словом в
сосуд. Когда
же хотевший
пить вино
оградил себя
крестным
знамением,
вышел из
сосуда демон
и бежал из
корчмы. Я же
смеялся от
великой
радости и
хвалю помнящих
Христа Спаса
нашего и
осеняющих
себя во всех
делах своих
крестным
знамением,
которое
отражает всю
силу вражью.
* * *
Если
иногда
проходил
святой,
Христа ради
юродивый
Василий
Блаженный
мимо такого
дома, в
котором
совершалось
молебное
пение, или
читали
Божественное
Писание, или
беседовали о
Боге, он
собирал
камни и с
улыбкой
метал их в
углы сего
дома. Когда же
спрашивали
люди, которые
привыкли
вопрошать о
странных его
действиях,
для чего
бросает
камни, он
отвечал:
Отгоняю
бесов,
которым нет
места в таком
доме,
исполненном
святыни,
чтобы и вне
его не
прилеплялись,
и мысленно
благодарю
владыку дома,
что не дает им
у себя места.
Если
же проходил
мимо такого
дома, где пили
вино, или пели
бесстыдные
песни, или
плясали, то со
слезами
обнимал углы
дома и на
вопросы
мимоходивших
отвечал:
Неподобающее
христианам
творится в
этом доме.
Спаситель
повелел нам
непрестанно
молиться, да
не внидем в
напасть, а не
суетными
делами
утешаться.
Сказано в
Евангелии: Горе
вам,
смеющиеся
ныне! ибо
восплачете и
возрыдаете (Лк.
6, 25). Дом сей
изгоняет от
себя
блюстителей
своих
Ангелов
Святых,
приставленных
нам от купели
крестильной,
ибо не терпят
они таких
непотребных
деяний. И
поелику не
обретается
им места,
сидят они на
углах дома,
скорбные и
унылые. И я
приветствовал
их со слезами;
вы же думаете,
что я целую
углы. Я просил
их, чтобы они
умолили
Господа о тех
людях, к
которым они
были
приставлены,
да спасутся!
Из
жития
схимонах
Зосимы (Верховского).
По
прошествии
одного
искушения
Господь
исполнил
душу его
такими
небесными
утешениями,
такими
божественными
радостотворными
посещениями,
что он начал
бояться,
чтобы не
прийти в
забвение
своих грехов
и
недостоинства.
О, чудное
смирение!
Видя себя в
дикой
пустыни
своей как в
раю Божием и
услаждаясь
посещениями
Божиими,
молится
смиреннейший,
молится о
вкушении адских
мучений. О,
неподражаемое
смиренномудрие!
Молится
однажды так:
Господи! Дай
мне познать
мучение
грешников,
чтобы мне от
великих
Твоих
милостей ко
мне,
недостойнейшему,
никогда не
забыться, что
я великий
грешник;
покажи мне,
Господи,
каково будет
сие мучение,
чтобы, боясь
его всегда,
старался я
Твоею
помощию
благоугождать
Тебе.
Недолго
спустя после
таковой его
молитвы, в
один день, говорит
отец Зосима,
вдруг я
почувствовал
неизъяснимое
страдание во
всем
существе
моем, в
душевном,
телесном и
духовном;
этого
ужасного
страдания
невозможно
выразить
никакими
словами; душа
известилась,
что это
адское
мучение
грешников. Я
не видал
ничего и не
слыхал, но
только все во
мне страдало
и томилось
непостижимо;
душа, сердце,
все тело,
каждый,
кажется,
волос на
голове
страдал;
томление
духа, мрак,
тоска,
положение
ужаснейшее!
Такое, что
если бы оно
продлилось
еще
несколько
минут, то или
душа вышла бы
из тела, или
пришел бы я в
неистовство
ума. Все
сказанное
мною слабо в
сравнении с
тем
страданием:
оно ужасно и
неизъяснимо!
И я в трепете
упал на
молитву пред
Господом, но
произнести
ничего не мог,
как только с
крепким
воплем
воззвал:
Господи,
помилуй!
И
Он помиловал;
и вдруг все
миновало, и
слезы
умиления и
благодарения
сами собою
полились
обильно.
Во
всю жизнь
свою отец
Зосима с
глубоким
смирением и
сердечным
умилением
часто
вспоминал
сии страшные
минуты, хотя
после оных
все
остальное
время
пустынного
безмолвия
провел в
радостях
духовных, в
покое и
тишине души и
в
Божественных
утешениях.
* * *
Старец
постепенно
изнемогал и
ослабевал
здоровьем.
Как воск
таяла
крепость его;
и уже в
беседах и в
поучениях
своих он
более всего
говорил со
слезами о
часе
смертном, о
вечности, о
предсмертном
извещении.
Блажен тот,
говорил он,
кто получит
извещение
прежде
смерти!
И
когда
просили его
объяснить,
что такое
извещение, то
старец
отвечал:
Этого
объяснить
невозможно
Божественное
все
необъяснимо!
Как ни
уверяешь
себя, что
грешен и
недостоин, но
таинственно
извещается и
чувствует
душа, что она
помилована и
в милости у
Бога.
Отче,
вы имеете сие
извещение?
спрашивали
некоторые
простодушные.
Дай
Бог иметь
оное при
исходе души,
отвечал он.
Из жития храмоздателя и благотворителя Александра Петровича Березина.
Восьмилетний
мальчик
Александр
начал свое
служение
ближнему
пастушеством
по воле
матери своей,
к облегчению
семейства; он
сначала пас
стадо
рогатого
скота
деревни
Орловской (в
приходе села
Сретенского,
что на
Черемхе,
Рыбинского
уезда), а
потом через
год нанялся в
пастухи в
деревню
Борок (в
приходе села
Круглиц) и
здесь за
шестьдесят
скотин
получал по
денежке с
головы в лето.
Во время
пастушества
постигла
Александра
тяжкая
болезнь
оспа; в это
время за
брата пасла
стадо сестра
его Василиса.
Выздоровев,
Александр
снова
нанялся в
пастухи в
селении
Круглицах.
Здесь-то, во
время
пасения
стада,
Промыслу
Божию угодно
было открыть
юному
Александру
будущую
судьбу его. В
один из
осенних дней,
когда
Александр
испытывал
скорби, можно
сказать,
невыносимые
для его
возраста, то
от проливных
дождей, то от
дыхания
бурных
ветров, то от
холода,
промокши и
прозябши до
костей и не
нашедши
убежища,
которого
тщетно искал
возле стада
своего в
густых, но
влажных
кустарниках,
пришел он,
наконец, в
изнеможение
и с рыданием
выговорил
следующие
ропотные
слова: На что
меня мать
родила?!
Вдруг
некий
сверхъестественный
свет озарил
его душу,
неописанный
восторг
согрел его
тело:
внимание его
отверзлось, и
он услышал
следующие
слова:
Господь тебя
на труды
поставил; не
тужи, молись
Богу и будешь
богат.
Слыша
этот
необыкновенный
глас,
девятилетний
мальчик пал
на землю и,
сколько
свойственно
в таком
возрасте
возблагодарив
Бога, со
тщанием
заметил
весьма
приметным
знаком тот
куст, возле
которого все
это
происходило.