Из жития отца Назария, игумена Валаамского.

            Сановник К. подвергся царской немилости; его жена умоляла отца Назария молиться за мужа. Тот обещал попросить царских приближенных.
            Всех уже просила, отвечала жена опального.
            Да не тех, кого надо, ответил отец Назарий и, взяв у К. много мелких денег, отправился раздавать их бедным.
            Только к вечеру он роздал все и вернулся в обеспокоенную семью со словами: Ну, слава Богу, обещали все приближенные царские просить за вас.
            Вслед за тем пришло известие, что дело кончилось благополучно. Тогда, отвечая на вопрос, объяснил отец Назарий, кто те приближенные, которых он просил, и какого Царя.

* * *

            Выбирая место для пустынножительства, отец Назарий отправился в область черноморских казаков. По дороге, в Воронежской губернии, отец Назарий остановился однажды пожить у одного священника. Когда пришло время для служения воскресной всенощной, священник объявил старцу, что он никогда в храме не служит, так как храм бывает пуст и не для кого служить.
            Храм не может быть пуст, отвечал старец, в нем находится ангел, блюститель престола Господня. И потом, если не пойдут прихожане, то пойдут ангелы-хранители душ их; ибо при всяком славословии Божием ангелы первые бывают и сослужители, и сославословители, и они бы наполнили вашу церковь. Если бы вы молились о пастве вашей, Господь повелел бы ангелам возбуждать их души к молитве. Какой же ответ в день страшного суда дадите вы о погибели их, когда не употребляете никаких мер для их спасения!
            Священник просил старца наставлять его, и отец Назарий посоветовал немедленно отслужить всенощную, которую они вместе и отправили по чину. В церковь пришли старики, созвали еще кой-кого из близких, так что всего собралось до 30 человек. При выходе из церкви старец пояснил людям необходимость ходить в церковь. К обедне в воскресенье народу собралось несколько больше. После этого ежедневно священник стал служить Божественную литургию, и число прихожан умножалось.

Из жития преподобного Нифонта, патриарха Константинопольского.

            Изгнанный сарацинами из Константинополя, патриарх Нифонт в виде поселянина пришел в Афонский монастырь Дионисия, в котором был, как говорят, такой устав, переданный ктитором обители: приходящего в монастырь для монашества прежде всего определять в черные труды, а именно ходить за рабочим скотом, возить дрова и исполнять все низшие послушания на неопределенное время. Впоследствии, когда оканчивался такой искус, послушника, по усмотрению настоятеля, принимали в монастырь и причисляли к братии. Таким образом и святой Нифонт, как неведомый пришлец, был сделан муларщиком для ухаживания за рабочим скотом. Пока трудился он таким образом, покрываемый от всех Богом, по распоряжению константинопольской великой Церкви искали его всюду для возведения вновь на вселенскую кафедру по силе султанского фирмана. Посланные были и на Святой горе: но блаженный Нифонт остался неведом никому, пока было на то соизволение свыше. Однажды в числе прочих он назначен был караульным на соседственном холме, по причине морских разбойников, нечаянно напавших на Святую гору, расхищавших все и пленявших. Когда наступила ночь, божественный Нифонт стал на молитву. Вдруг над молившимся поднялся пламень огненный в виде столпа от земли до самого неба: сам блаженный Нифонт сделался как бы светлым, огненным, что заметили находившиеся в окрестности на страже иноки и один бывший при Нифонте. Трепетен и в страхе от виденного чуда, последний явился в монастырь и рассказал всем о славе молившегося собрата. То же подтвердили и другие монахи.
   
         Ужаснулись старцы и вся братия обители, недоумевая, что за чудный появился между ними подвижник. С общими мольбами обратились они к Господу, прося явить, кто такой угодник, так прославляемый свыше и для всех неведомый в обители. Бог открыл им тайну: игумену монастыря представилось в видении, что он находится в храме. Там является божественный Предтеча и говорит ему: Собери братство, и выйдите навстречу патриарху Нифонту; высота смирения его да будет образцом для вас: он патриарх, а снизошел до состояния одного из ваших рабочих.
   
         Пораженный сим, игумен долго не мог придти в себя. Потом, когда успокоилась его мысль, приказал ударить в доску; собрались братия, и он рассказал им о видении Предтечи Господня. Тогда все узнали в своем муларщике патриарха Нифонта. Пока это происходило, святейший работник отправился за дровами в лес. Когда же заметили, что он возвращается с своего послушания, все вышли к кладбищенской церкви навстречу ему и, как патриарху, почтительно поклонились. Тронутый до слез неожиданным торжеством собственного своего смирения, Нифонт повергся пред всеми и плакал.
   
         Кончился искус терпения твоего, вселенныя светильниче, говорит ему настоятель, целуя святительскую его десницу, довольно смирения твоего для смирения собственной нашей немощи.
   
         Плакал блаженный Нифонт, глубоко потрясенный событием; плакали братия и наипаче те, которые по неведению огорчали его, и, прося прощения, лежали у ног его.
   
           Для того, отцы и братия мои, скрыл меня Господь от вашей любви, сказал, наконец, святой Нифонт, что сам я просил Его о том, чтобы во смирении моем помянул меня Господь. Вы знаете, что человеческая слава и любовь мира сего отчуждают нас от Царствия Божия: аще приобрящем мир весь и отщетим душу нашу, что пользы (Мк. 8, 36), сказал Господь.
   
         Потом он торжественно вошел в монастырь, окружаемый братством, и посвятил себя всей строгости иноческой жизни, не переставая разделять с братнею всякого рода труды, хотя от старости, бедствий и изгнаний был уже немощен и слаб в телесных силах. Кроме прочих занятий, он посещал немощных, утешал печальных, и Я, говорит составитель жития святого Нифонта иеромонах Гавриил, тогдашний Прот Святой горы, много раз приходя и оставаясь там для слушания назидательных бесед его, видал, что он то копал в огороде, то помогал на мельнице, то спускался к пристани для разгрузки и нагрузки кораблей, и трудился таким образом неутомимо, чтобы другие на него не роптали и не теряли чрез то награды за труд свой. При всем том сатана не переставал ратовать противу него. Нашлись люди, которые все труды и подвиги смиренного Нифонта порочили, приписывая их лицемерию, а сладкие его беседы называли пустословием. Впрочем, зная, что все это действие сатаны, он просил Бога о помощи и силе к перенесению искушений до кончины, а потому и врагов своих прощал, молясь о их спасении и забывая высокость своего достоинства.
   
         Однажды братия везли на корабле монастырскую пшеницу с метохов; восстала буря, и корабль, носясь в виду обители, находился в крайности. Заметив это, святой Нифонт пренебрег бурею и отправился на корабль. Лишь только ступил он на палубу, буря утихла и настала невозмутимая тишина. Тогда братия пали к стопам святителя, умоляли его умилостивить Бога и испросить у Него благодать, чтоб когда ни случится им быть в море, никакая опасность, никакая беда и бедствие не постигали их.
   
            Бог даст вам по желанию, отвечал блаженный, с условием, если будете свято исполнять положенное правило и службы церковные, если не будете празднословить.
   
         Потом, преклонив колена на якоре, простер вверх длани и очи свои и молился довольно долго, благословил якорь и сказал: Слушайте, братия, храните этот якорь в приличном месте; когда же наступит буря, спускайте его в море и будьте покойны.
   
         С того времени, действительно, каждый раз, когда бывали братия на море и восставала буря, опускали они якорь в волны с призыванием имени святого Нифонта, и делалась тишина. Знамения такого рода от бесчувственного металла так поражали иноков, что во время каждения фимиамом икон при совершении правила кадили они и якорь, отдавая таким образом честь святому Нифонту. Самый якорь наименовали Патриархом, и когда наступала в море буря, обыкновенно восклицали: Пустите в море Патриарха!
   
         Этот якорь как драгоценность и святыню хранили в Дионисиате более 150 лет.

Из жития преподобного Кирилла Белоозерского.

            Один поселянин просил преподобного Кирилла Белоозерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена; но старец, милостивый ко всем, на сей раз, по духу прозорливости, даже не позволил больному лежать за оградою; другу же, о нем докучавшему, сказал: Поверь мне, чадо, что болезнь сия приключилась ему в наказание за его прелюбодейство; если обещается исправиться, верую, что Господь его исцелит; если же нет, то еще горше пострадает.
   
         Когда передано было слово сие больному, устрашился он обличения и обещал исправиться; от чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и по его молитве исцелился не только телесно, но и душевно, приняв эпитимию для очищения грехов.

* * *

            Случился пожар в обители Белоозерской, и братия не могли погасить его, но святой Кирилл стал с крестом прямо против огня, вознес к Богу молитвы, и огонь, как бы устыдившись его молитв, внезапно угас.

 

Из жития преподобного Пафнутия Боровского.

            Преподобный Пафнутий украшался от Бога чудесною благодатию, проявлявшеюся в исцелениях, прозорливости, откровениях и иных дарах Святаго Духа.
            Вот некоторые из чудес подвижника.
            Искусный художник-иконописец, мирянин Дионисий, приглашенный преподобным расписывать храм обители, по болезни ног не мог работать. Святой старец сказал ему: Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подадут здравие ногам твоим.
            Иконописец, твердо поверив словам преподобного, с радостью принялся за дело и исцелел. Этому же Дионисию и прочим иконописцам-мирянам святой отец заповедал не вкушать в обители мяса, а есть его в ближайшем селении. Некоторое время они исполняли эту заповедь. Потом позабыли и принесли в обитель к себе на ужин вареное бедро ягненка, начиненное яйцами. Когда Дионисий первым из них отведал его, то в начинке нашел множество червей и принужден был выбросить запрещенную пищу собакам. Вдруг он заболел свербежем. В один час все тело Дионисия представляло как бы один сплошной струп, и он не мог двигаться. Тогда больной немедля послал к преподобному, прося принять его раскаяние и дать прощение. Святой же, заповедав Дионисию не делать впредь ничего запрещенного, повел его в церковь, куда собрана была вся братия. По совершении соборного молебствия преподобный освятил воду и повелел больному омывать ею все больное тело. Лишь только Дионисий это сделал, он ненадолго заснул. Потом, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не хворал. Струпья его отпали, как чешуя, и он прославил Бога.

* * *

            Раз преподобный Пафнутий выпросил у одного князя половить рыбу три дня на одном месте Оки с тем, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. Отправляя одного из служителей на эту ловитву, подвижник повелел дать ему пять гривен денег для покупки сосудов, чтобы в них посолить рыбу, пойманную в назначенный срок. Служитель не брал столько денег, не надеясь и одного малого сосуда наполнить рыбой. Преподобный же гневно посмотрел на него и велел делать, что ему приказано. Тогда посланный пошел и в три дня поймал 730 больших рыб. Столько не поймали рыболовы князя и во все лето. Предвидя чудесную ловитву, святой и повелел купить так много сосудов.

Из жития преподобного Филиппа Ирапского.

            У князя Андрея был брат князь Иоанн. Когда князь Андрей сказал своему брату о том, что в их волости поселился блаженный Филипп, князь Иоанн по наваждению диавольскому сильно разгневался на своего брата и на блаженного Филиппа. При народе и священниках он начал укорять своего брата: Ты пустил сюда сего человека, а у меня он не спрашивался; вот я поеду к нему, прогоню его оттуда и не позволю ему жить там.
            Напрасно князь Андрей вместе с священниками и народом уговаривал брата не делать зла святому человеку. Князь Иоанн еще более рассердился, вскочил на коня и поскакал в пустыню, намереваясь изгнать оттуда святого. Когда князь подъехал к Малому Ирапу, конь остановился и не пошел через ручей. Князь ударил его бичом. Но конь, закусив удила, понесся обратно, примчал князя в село, где он жил, и здесь, у церкви Николая Чудотворца, сбросил князя, а сам понесся далее и верстах в двух издох. Падая, князь ударился о камень и умер. Князь Андрей похоронил брата и отправился к преподобному Филиппу. Он стал давать пустыннику серебро на помин своего брата. Преподобный же серебра не принял, но попросил землю между ручьями Большим и Малым Ирапом. Князь Андрей охотно исполнил его просьбу: он закрепил за ним всю ту землю, приказав своим крестьянам слушаться преподобного и всячески помогать ему. С сего времени князь Андрей и многие другие стали иметь большую веру к преподобному и просить его молитв и наставлений.

* * *

            Однажды диавол в образе монаха подошел к келье святого Филиппа и стал стучаться. Блаженный сказал: Сотвори молитву.
   
         Диавол же отвечал: Ныне и присно и во веки веков.
   
         Тогда святой снова потребовал, чтобы монах произнес молитву, но диавол опять повторил свой ответ. Святой в третий раз приказал монаху произнести молитву, но последовал тот же самый ответ. Святой сказал: Скажи так: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки. Аминь.
   
         Бес, услышав сие, быстро исчез, как будто его палил огонь.

* * *

            Раз пришел к святому Филиппу благоговейный поселянин Мелетий и после долгой беседы о душевном спасении оставлен был ночевать. В полночь, проснувшись, стал он звать старца Филиппа, но его не было в келье; посмотрев в окно, увидал он: старец стоит у церкви с воздетыми к небу руками, и руки его светились, как свещи. Мелетий рассказывал это потом многим.

 


Назад           Содержание           Вперед

Сайт создан в системе uCoz