Из жития преподобных Феодора и Василия Киево-Печерских.
Чтобы
не пребывать
в праздности,
которая
порождает
леность, а с
нею и
беспечность,
чем диавол
мог
воспользоваться
для своих
искушений,
преподобный
Феодор
возложил на
себя великий
труд: он
поставил в
своей пещере
жернова и
начал
работать на
братию,
причем не
только сам
молол жито, но
сам и
приносил его
из монастыря;
ночь он
проводил
почти без сна,
посвящая
большую
часть ее
молитве и
работе на
ручных
жерновах, а
днем относил
муку и снова
приносил
жито. Своими
трудами
преподобный
в течение
многих лет
немало
облегчал
монастырских
рабов, не
стыдясь
разделять их
труд.
Однажды
монастырский
келарь,
увидев, какой
тяжелый и
мучительный
подвиг
возложил на
себя
преподобный
Феодор,
пришел в
умиление:
когда было
привезено из
монастырских
сел жито, он
отправил
пять возов
его к
преподобному,
чтобы он
избавил себя
от лишнего
труда: не
ходил за ним в
монастырь.
Преподобный
Феодор,
высыпав жито,
принялся за
работу, поя
псалмы.
Утомившись,
он хотел
немного
отдохнуть;
вдруг
раздался как
бы удар грома,
и жернова
начали сами
молоть.
Уразумев
козни
диавола,
преподобный
Феодор
поднялся и
начал
усердно
молиться,
после чего
сказал
громким
голосом: Ч
Господь
запрещает
тебе, лукавый
бес!
Но
бес не
переставал
молоть на
жерновах.
Тогда
преподобный
снова сказал:
Ч Во имя Отца и
Сына и
Святаго Духа,
свергшего
тебя с небес и
давшего во
власть
угодников
Своих, я,
грешный,
повелеваю
тебе не
оставлять
работы, пока
не
перемелешь
все жито;
потрудись и
ты на святую
братию.
Сказав
это, он
продолжал
молитву; бес
же не посмел
ослушаться и
в одну ночь
измолол все
жито. Утром
преподобный
Феодор дал
знать келарю,
чтобы тот
прислал за
мукою. Келарь
удивился
столь
необычайному
делу: как
можно было
смолоть в
одну ночь
пять возов, и
сам
отправился в
пещеру, чтобы
вывезти из
нее муку,
причем
совершилось
другое чудо:
от этого же
жита
получилось
еще пять
возов муки.
Так сбылось
здесь, в
сейчас
рассказанном
событии из
жизни
преподобного
Феодора,
слово
апостолов,
некогда
говоривших
Иисусу
Христу: лГосподи,
и беси
повинуются
нам о имени
Твоем╗ (Лк. 10, 17), а
также и
обетование
Самого Слова
Божия: лсе даю
вам власть
наступати на
змию и на
скорпию и на
всю силу
вражию╗ (Лк. 10, 19).
Лукавые бесы
хотели
устрашить
преподобного
Феодора и
заставить
его
повиноваться
себе, но
вместо этого
сами
наложили на
себя узы
рабства, так
что
принуждены
были
возопить: Ч Мы
не будем
более
появляться
здесь.
В
это время
монастырь
был сожжен.
Деревья на
устройство
церкви и
келий,
пригнанные
плотами по
Днепру,
лежали на
берегу, и
наняты были
работники,
чтобы ввести
их в гору, но
преподобный
Феодор, желая
сам
поставить
себе келью,
начал на себе
носить
бревна с
берега на
гору, не
дозволяя
никому
работать за
него. Лживые
бесы, забыв
свое
вынужденное
подневольной
работой
обещание
никогда не
приближаться
к
преподобному,
снова начали
свои козни:
все бревна,
какие с
великим
трудом
блаженный
Феодор
вносил за
день на гору,
бесы ночью
сбрасывали
вниз, желая
через это
добиться его
удаления.
Поняв козни
бесов,
преподобный
сказал им:
Ч
Именем
Господа
нашего
Иисуса
Христа,
повелевшего
вам войти в
свиней, я,
грешный раб
Его,
повелеваю
вам все
бревна с
берега
перенести на
гору, чтобы
братия,
работающая
Богу, не
отрывалась
от своего
труда и могла
без ваших
козней
выстроить
храм
Пресвятой
Богородице и
кельи себе;
тогда
узнаете, что
Господь
присутствует
на этом месте.
В
ту же ночь
бесы
перенесли с
берега на
гору все
бревна,
предназначенные
для
постройки
монастыря.
Когда утром
на берег
приехали
нанятые для
перевозки, то
не нашли ни
одного
бревна;
поглядев по
сторонам, они
увидели, что
бревна уже
находятся на
горе и не
сваленны в
кучу, а
разложены в
порядке:
особо Ч
предназначенные
для крыши,
особо Ч для
пола и особо Ч
длинные,
чрезвычайно
тяжелые балки.
Все это как
дело,
превышающее
человеческие
силы, возбужндало
удивление.
Так
прославился
Господь чрез
угодников
своих
Феодора и
советника
его Василия;
ради их
подвигов
Господь явил
это чудо. Но
эти сродные
по духу рабы
Божий не
гордились,
видя повинонвение
себе бесов,
следуя
наставлению
Христа: лне
радуйтеся,
яко дуси вам
повинуются:
радуйтеся же,
яко имена
ваша
написана
суть на
небесех╗ (Лк. 10, 20).
Бесы же, столь
явно
обличенные в
своих кознях
святыми
Феодором и
Василием, не
могли
стерпеть
своего
поношения, Ч
они, когда-то
пользовавшиеся,
как боги,
почитанием и
поклонением
от язычников,
теперь
должны были
переносить
от верных
угодников
Божиих
презрение,
унижение и
бесчестие,
должны были,
как рабы
купленные,
трудиться
для них: то
меля жито, то
таская
бревна и к
тому же
повинуясь
запрещению
тех же святых,
они должны
были
удаляться от
людей.
Поэтому-то во
время
переноски
бревен они и
вопили, как
слышали
некоторые:
Ч О,
злые и лютые
враги наши
Феодор и
Василий! Мы не
перестанем
бороться с
вами, пока не
предадим вас
смерти!
С
этого
времени
лукавые бесы,
не зная, что
послужат к
еще большему
прославлению
преподобных,
начали всеми
способами
возбуждать
злых людей на
святых
Феодора и
Василия.