Из жития святого Иоанна, архиепископа Новгородского.
Новый
чудотворец
российский,
святой Иоанн
родился в
Новгороде
Великом.
Родители его
Николай и
Христина
были люди
благочестивые.
Посему как он,
так и брат его
Гавриил оба
были
воспитаны в
страхе
Божием. С
малого
возраста
святой Иоанн
посвятил
себя Богу и
вел
добродетельную
жизнь; когда
же он достиг
совершеннолетия,
то был
рукоположен
в пресвитера
к церкви
священномученика
Власия.
Новопоставленный
иерей еще с
большим
усердием
стал служить
Господу,
неукоснительно
и строго
соблюдая все
заповеди
Божии. Между
тем родители
святого
Иоанна
умерли. И
прежде он
любил
безмолвную
тихую жизнь,
даже
намеревался
принять
иноческое
пострижение;
теперь же,
посоветовавшись
с братом
своим
Гавриилом, он
решил
создать
новый
монастырь на
средства,
оставленные
родителями.
Сначала они
построили
деревянную
церковь во
имя
Пречистой
Богоматери в
память
преславного
Ее
Благовещения
и основали
монастырь;
потом
замыслили
они
воздвигнуть
и каменную
церковь. С
нетерпением
начали
братья
приводить в
исполнение
свое благое
намерение,
стали со
тщанием
строить
каменную
церковь и уже
довели ее до
половины, но
вынуждены
были
остановиться:
средства их
истощились.
Сильно
опечалились
этим
блаженный Иоанн
и брат его
Гавриил, и
велико было
их огорчение.
Но, питая твердую
веру и
великое
усердие к
Пречистой
Богородице,
они
обратились с
молитвою к
сей скорой
помощнице и
утешительнице
всех, в скорби
находящихся:
Владычица
наша!
молились
братья. Ты
знаешь нашу
веру и любовь
к Сыну Твоему
и Богу нашему;
Ты видишь
наше усердие,
с коим мы
обращаемся к
Тебе, Госпоже
нашей; молим
Тебя, помоги
нам
достроить
сей храм; всю
надежду нашу
мы возлагаем
на Тебя,
Богоматерь,
не оставь нас,
рабов Твоих;
Владычице, мы
начали
строить сей
храм, но
кончить его
сооружение
без Твоей
помощи не
можем.
Так
молились они
Богородице и
изливали
пред Ней свое
горе. Их
усердная
молитва была
услышана.
Царица
Небесная
явилась им в
сонном
видении и
сказала: Для
чего вы,
возлюбленные
Мною рабы
Божий,
впадаете в
такую печаль
и предаетесь
такому
сетованию о
том, что
создание
храма
замедлилось?
Не оставлю Я
моления
вашего, ибо
вижу вашу
веру и любовь:
в скором
времени у вас
будет все
необходимое
для
сооружения
храма и даже
останется
излишек;
только не
оставляйте
благого дела
и не
охладевайте
в вере.
Видение
сие придало
братьям силы
и бодрости.
После утрени
они
рассказали
друг другу о
том, что
видели, и
надежда их
окрепла еще
более. По
Божию
смотрению
они в тот же
день ранним
утром вышли
из монастыря
и вдруг видят
пред
воротами
монастырскими
красивого
коня: на нем
была надета
узда,
обложенная
золотом;
золотом же
было оковано
и седло. Конь
стоял тихо и
неподвижно,
всадника же
на нем не было.
Дивясь
красоте и
богатому
убранству
коня, братья
долго ждали,
не придет ли
его хозяин. Но
никто не
появлялся, а
конь все
неподвижно
стоял на том
же самом
месте. Тогда
они подошли к
нему ближе и
увидели, что
по обеим
сторонам
седла висят
два туго
набитые
мешка.
Уразумев, что
сие
ниспослано
им свыше, они
сняли с коня
мешки, и
тотчас конь
стал невидим.
Братья
развязали
мешки и нашли
-в одном до
самого верха
золото,
другой же был
наполнен серебром.
Удивившись
такому
попечению о
них Божию и
Пресвятой
Владычицы,
они стали
воссылать
горячие
благодарственные
молитвы.
Скоро, с
Божиею
помощью,
окончили они
церковь и
благолепно
ее украсили;
затем купили
они много сел
для
содержания
монастыря, и
несмотря на
то, у них
осталось еще
немало денег,
которые они
отдали
игумену и
братии. В сем
монастыре и
сами они
приняли
иноческое
пострижение.
* * *
Однажды
святитель
Иоанн по
своему
обыкновению
в полночь
стоял в своей
келье на
молитве. Бес,
желая
устрашить
святого,
вошел в
рукомойник,
который
висел в его
келье и,
возмущая
воду, стал
производить
шум.
Святитель,
поняв, что сие
дело
диавола, подошел
к сосуду,
осенил его
крестным
знамением и
запрещением
своим так
связал беса в
умывальнике,
что тот
томился там
долгое время,
не будучи в
состоянии
выйти оттуда;
наконец, не
вынося более
муки, так как
сила
крестного
знамения
палила его,
бес начал
вопить
человеческим
голосом: О,
горе мне! Сила
креста жжет
меня, не могу
более
терпеть
такого
страдания,
отпусти меня
скорее, святой
угодник
Божий.
Святитель
же спросил:
Кто ты и как
вошел сюда?
Диавол
отвечал: Я
лукавый бес и
пришел
смутить тебя,
ибо я .думал,
что ты, как
человек,
устрашишься
и
перестанешь
молиться, но
ты заключил
меня в этом
сосуде, и
теперь я
сильно
мучаюсь. Горе
мне, что я
прельстился
и вошел сюда.
Пусти меня,
раб Божий;
отныне
никогда не
буду я
приходить
сюда.
Так
бес вопил
долгое время.
Наконец
святитель
сказал: За
твою
бесстыдную
дерзость
повелеваю
тебе сею
ночью
отнести меня
в Иерусалим и
поставить у
храма, где
находится
Гроб
Господень; из
Иерусалима
тотчас же ты
должен
обратно
перенести
меня сюда в
мою келью в ту
же самую ночь,
и тогда я
отпущу тебя.
Бес
всячески
обещался
исполнить
волю святого,
лишь бы
только
блаженный
выпустил его
из сосуда.
Святитель
выпустил его
со словами:
Превратись в
оседланного
коня и стань
перед кельею
моею.
Подобно
тьме вышел
бес из сосуда
и обратился,
по повелению
святителя, в
коня.
Блаженный
святитель,
выйдя из
кельи, сел на
беса и в ту же
ночь
очутился в
святом
городе
Иерусалиме,
близ храма
святого
Воскресения,
где
находился
Гроб
Господень.
Здесь
угодник
Божий
запретил
бесу
отходить от
того места; и
бес стоял,
словно
прикованный,
не имея силы
сдвинуться с
места до тех
пор, пока
святитель не
совершил
поклонения
Гробу
Господню и
честному древу
святого
Креста.
Подойдя к
храму,
святитель
преклонил
колена пред
дверями и
стал
молиться;
вдруг
запертые
двери
отверзлись
сами собою, а
у Гроба
Господня
зажглись
свещи и
лампады.
Архиепископ,
вознося Богу
благодарственные
молитвы и
проливая
слезы,
поклонился
Гробу
Господню и
благоговейно
облобызал
его; также
поклонился
он и
животворящему
Древу, всем
святым
иконам и
местам.
Исполнив
свое желание,
он вышел из
храма, и снова
двери
церковные
затворились
сами собой;
бес же стоял
на том месте,
где ему было
повелено, в
виде
оседланной
лошади; сев на
него, Иоанн
опять в ту же
ночь прибыл в
Новгород
Великий и
очутился в
своей келье.
Уходя от
святителя,
бес умолял
его не
говорить
никому, как он
служил ему,
как был
связан
клятвой, как
повиновался
он, словно
пленник.
Если же ты
расскажешь
кому-либо,
прибавил
нечистый дух,
как ты ездил
на мне, то не
перестану я
строить
против тебя
козни и
наведу на
тебя сильное
искушение.
Так
грозил бес, а
святитель
осенил себя
крестным
знамением, и
тотчас исчез
от него бес,
словно дым.
В
одно время
святой Иоанн
вел духовную
беседу с
честными мужами:
с игуменами,
священниками
и
благочестивыми
гражданами;
он
рассказывал
жития святых,
говорил
много о
душеполезных
подвигах и,
между прочим,
сообщил и то,
что с ним было,
а именно о
своей
поездке в
Иерусалим;
рассказывая
же, он не
называл
самого себя, а
как будто
говорил о ком-либо
другом.
Я,
сказал он,
знаю такого
человека,
который в
одну ночь из
Новгорода
достиг до
Иерусалима:
поклонившись
Гробу
Господню и
животворящему
древу Креста
Господня, он
снова в ту же
самую ночь
вернулся в
Новгород; во
время своего
путешествия
он ездил на
бесе,
которого
связал своим
запрещением,
сделав его
как бы
пленником
своим.
Слушатели
сильно
удивлялись
сему
рассказу
святого, а
диавол
скрежетал
зубами
своими на
архиепископа,
говоря: Так
как ты рассказал
тайну, то
наведу на
тебя такое
искушение,
что будешь ты
осужден
всеми своими
гражданами
как блудник.
И с
того времени
бес, Божьим
попущением,
начал
действительно
строить свои
коварные
козни
святителю,
стараясь
лишить его
доброго
имени. Он
показывал
людям,
которые во
множестве
приходили к
Иоанну
просить
благословения,
в келье
святого
разные
видения: то
женскую
обувь, то
ожерелья, то
какие-либо
женские
одежды.
Приходящие к
архиепископу
люди, видя сие,
сильно
смущались и,
толкуя между
собою о
виденном,
говорили
друг с другом:
Человеку-блуднику
недостойно
занимать
апостольский
престол.
Когда
однажды
народ
собрался и
пошел к келье
святого, бес
превратился
в девицу,
которая
побежала
перед
народом, как
бы удаляясь
из кельи
блаженного.
Видевшие сие
закричали и
погнались
было за
девицей,
чтобы
схватить ее,
но бес убежал
за келью
святого и
стал невидим.
Услышав
народный
крик и шум,
святитель
вышел из
кельи и
спросил
собравшихся:
Что такое
случилось,
дети мои? О
чем вы шумите?
Они
закричали на
него, стали
бранить и
укорять его,
как блудника,
схватили его
и, не зная, как
далее
поступить с
ним, стали
толковать
между собой:
Отзовем его
на реку и
посадим на
плот, чтобы он
выплыл из
города по
реке.
Посоветовавшись,
они повели
святого и
целомудренного
архиерея
Божия к
большому
мосту на реке
Волхове и
посадили
святителя на
плот. Так
сбылось
слово
лукавого
диавола,
который,
хвалясь,
говорил:
Наведу на
тебя такое
искушение,
что осужден
будешь всеми,
как блудник.
Теперь,
видя такое
поругание
святого,
сильно
радовался
лукавый враг
рода
человеческого,
но по Божьему
промышлению
невинность
праведного
победила и
посрамила
коварного
врага; ибо когда
святого
посадили на
плот,
последний
поплыл не
вниз по течению,
но вверх,
против
течения,
несмотря на
то, что у
большого
моста
течение воды
было очень
сильное, и
никто не влек
плот, но сам
он плыл по
воле Божьей и
направлялся
к монастырю
святого
Георгия,
который
находился на
расстоянии
трех поприщ
от города.
Видя такое
чудо, люди
ужаснулись;
позабыв о
злобе, они
разрывали
свои одежды и
с плачем
говорили:
Согрешили мы
и неправедное
дело
сотворили,
ибо мы, овцы,
осудили
невинно тебя,
нашего
пастыря.
Идя
по берегу, они
молили
святителя,
чтобы он
простил их
прегрешения
и
возвратился
на свой
престол.
Прости нас,
отец,
кричали они,
в неведении
мы согрешили
против тебя,
не помни
злобы нашей и
не оставляй
чад своих.
Также
и весь клир,
забегая
вперед и
земно
кланяясь
блаженному, с
рыданием
умолял его
возвратиться
на свой
престол.
Архиепископ
же, как
первомученик
Стефан,
молился за
обидевших
его, говоря:
Господи, не
вмени им сего
во грех!
Пристав
к берегу за
полпоприща
от
вышеупомянутого
монастыря, он
спустился с
плота и вышел
на берег.
Народ же,
припадая к нему
с плачем,
просил
прощения, и
было великое
ликование,
когда
святитель
даровал им
прощение; еще
сильнее
радовались
они тому, что
Господь
открыл
неповинное и
чистое его
житие.
Незлобивый
пастырь, всем
даровав
прощение,
рассказал,
как он
побывал в
Иерусалиме,
как ездил на
бесе и как
диавол
старался
устрашить
его. Все,
слыша сие,
прославляли
Бога.
Итак
святитель
возвратился
на престол
свой с
великою
честию и
славою.