Житие святого Иакова, епископа Ростовского.

            Святой Иаков был родом из ростовской области, в раннем возрасте принял иночество и за свою благочестивую жизнь удостоился поставления в епископы Ростовские при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Иоанновиче Донском. Но епископом Ростовским он был недолго и оставил кафедру по следующему случаю.
   
         Одна женщина обличена была в беззакониях и ростовским князем и боярами ростовскими осуждена была на смертную казнь. В своем несчастии она прибегла к ногам ростовского святителя Иакова и молила избавить ее от смерти. Святой Иаков сжалился над нею и, подражая Христу, Который не осудил приведенную к Нему блудницу, не выдал на казнь осужденную женщину, а назначил ей особое место для покаяния до конца ее жизни. За таковой поступок князь ростовский и граждане разгневались на святого Иакова и изгнали своего доброго пастыря с престола.
   
         Удаляясь из города, святой Иаков подошел к берегу ростовского озера и, сняв с себя свою святительскую мантию, положил ее на воду и, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл по озеру; проплыв версты полторы за город, он снова вышел на берег на том месте, где теперь находится Яковлевский монастырь.

Из жития блаженного Симона Юрьевецкого.

 Однажды в осеннюю пору на Волге поднялось сильное волнение. Один из юрьевецких жителей, Петр, живший недалеко от берега реки, вдруг заметил, что кто-то идет по волнам. Он ужаснулся. Но, думая, что ошибся, он подошел к самому краю берега и стал пристально всматриваться. Вдруг он ясно увидел, что это блаженный Симон идет по воде с посохом в руке. От изумления Петр не мог тронуться с места. Подойдя к нему, блаженный сказал ему: Никому не говори того, что ты видел, доколе я жив.

Из жития инока Феодосия.

            В 1664 году пришел в Саров пензенский инок Феодосий и, поставив келью на валу бывшего города, стал подвизаться тут.
   
         Иногда он ходил проповедовать жителям ближайшего села Кременок и передавал им о необыкновенных явлениях, которых он был свидетелем. Не раз по ночам он видал небо как бы раскрывшимся, оттуда являлся свет, освещавший всю гору; иногда сходил сверху огненный луч, иногда слышался громкий благовест многих колоколов. Все это утверждало Феодосия в мысли, что этому месту суждена великая будущность.
   
         Феодосии кончал последние годы жизни в Пензе. После него здесь подвизался старец Герасим. Этот старец, проводивший жизнь попеременно в великих трудах и молитве, тоже был свидетелем разных знамений на этом месте.

Из жития митрополита Филофея Лещинского.

 Много помогали делу проповеди среди инородцев митрополита Филофея (преставился 31 мая 1727 года) чудеса, происходившие иногда при крещении. Так, крестили раз слабую девочку; в реку для погружения ее пришлось нести на руках. Выйдя же из воды, она вдруг стала сильною, сама пошла домой и принялась там за тяжелую работу. Один 10-летний мальчик, у которого сильно болела нога, во время крещения вдруг выздоровел и побежал домой.

Из жития монахини Елизаветы.

            Монахиня Сретенского Кашинского женского монастыря Елизавета (17641822) как-то предсказала близкую кончину отцу своей крестницы, отцу Иоанну, что и сбылось.
   
         Однажды она стала выплескивать воду в окно и сказала: Я заливаю Казино.
   
         Оказалось, что деревня Казино загорелась, а когда она лила воду, пожар сам потух.

Из жития праведного пустынножителя, игумена Марка Миголощенского.

            Одна старушка-помещица сказывала, что Марк видел ангела своей смерти и разговаривал с ним при своем ученике. Пустынник просил ангела позволить прожить ему еще три дня, и, действительно, через три дня он скончался и погребен в часовне, им самим построенной.

Из жития преподобного Дионисия, игумена Глушицкого.

            Однажды, когда преподобный собрался идти в церковь к богослужению, на него напало множество бесов. Скрежеща зубами, они стали его бить, а затем, поднявши пол, положили его там и говорили ему: Уйди из этого места, иначе ты умрешь злою смертию!
            Но преподобный молитвою победил их слабую силу, и они тотчас же исчезли. Между тем братия, не видя святого, пришли в его келью и, нашедши его придавленным половыми досками, подняли пол, после чего он сказал им: Видите, братия, какую борьбу ведут с нами враги наши, но пусть это не устрашает нас.

Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского.

            Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. Во святом крещении младенцу дано было имя Илия. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково.
            Будучи еще только шести лет, он однажды сказал своей матери: Как вырасту, так постригусь и стану монахом, буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям.
            Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе и радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.

Из жития преподобного Никандра Псковского.

            Однажды большой медведь пришел к келье святого Никандра и начал чесаться о нее с такою силою, что она стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей кельи и осенив себя самого крестным знамением, святой выглянул и видит большого зверя, стоящего у его жилища. Тогда преподобный, еще раз ознаменовав себя крестом, вышел из кельи и перекрестил зверя. Будто пораженный какой-то невидимой силой, медведь упал перед святым, стал кротко лизать его честные ноги, а потом удалился в лес.

Из жития преподобного Нилла Столбенского.

            Диавол, чем более терпел поражений от святого, тем с большей яростию нападал на него. Однажды, когда преподобный находился на работе вне кельи, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им: Чада! Все мое сокровище в углу кельи.
            В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келью и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении. Преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и запретил им рассказывать о случившемся. Разбойники тогда умолчали, но после кончины святого Нила подробно рассказали обо всем.

Из жития преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского.

            Это  случилось спустя много времени после преставления преподобного Саввы.
   
         В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватый, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве бесноватый закричал: Тяжко мне: я сгораю, и тотчас же сделался здоров.
   
         Когда его спросили, почему он так сильно закричал, он сказал: Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистый дух.

Из жития святого благоверного великого князя Московского Даниила.

            Царь Иоанн Грозный проезжал однажды в местности упраздненного Даниилова монастыря. Сопровождавший царя князь Иван Михайлович Шуйский, чтобы взойти удобнее на своего коня, наступил ногою на плиту могилы святого Даниила. Неожиданно явившийся здесь христианин обратился к Шуйскому со словами: Господин княже, не дерзай с сего камня садиться на коня своего: знай, что здесь лежит великий князь Даниил.
   
         Мало ли лежит здесь князей! пренебрежительно заметил Шуйский и вспрыгнул на коня.
   
         Но конь тотчас же пал и издох, придавив собою князя. Только после молебна о здравии и панихиды по святом Данииле, Шуйский получил исцеление и всю остальную жизнь свою чтил Даниила как святого.

Из жития  святого Иоасафа, епископа Белгородского.

            В час смерти епископа Иоасафа Белгородского (преставился 10 декабря 1754 года) игумен Хотмыжского монастыря Исайя, видел во сне, что он со святителем Иоасафом стоит в Белгороде у окна, и святитель, указывая ему на восходящее, ярко сияющее солнце, сказал: Как солнце сие ясно, так светло предстал я в час сей престолу Божию.
   
         Игумен, проснувшись, заметил время своего сна и послал немедленно в Грайворон узнать о его здоровье. Посланный вернулся с ответом, что святитель скончался в тот самый час, который заметил игумен.
   
         Родные святителя были немедленно извещены об его кончине. Вся семья отправилась к старику-отцу, чтобы приготовить его к этой вести.
   
         Но Андрей Дмитриевич прежде, чем они заговорили, сказал им: Знаю, что вы пришли ко мне с известием о смерти сына моего Иоасафа. Но я это узнал прежде вас. 10 декабря вечером мне был голос: Сын твой, святитель, скончался.
            В волнении старик замолчал.
            И здесь вдруг припомнил он таинственное явление Богоматери: как в небе видел он Ее и пред Нею молящегося сына, которого ангел накрывал святительскою мантиею. Он тогда же забыл это видение и теперь, чрез сорок лет, с чрезвычайною яркостью припомнил его и рассказал о нем семье.

Из жития святого Саввы Крыпецкого, Псковского чудотворца.

            Пришли однажды ночью разбойники к обители святого Саввы с намерением ее ограбить. Старейшина их Евсевий, оставив дружину свою невдалеке, сам приблизился ко вратам и увидел множество неведомых ему людей, ходивших по монастырю с фонарями. Со страхом поспешил он объявить о том дружине, которая устремилась в бегство. Разбойникам казалось, что много народа гонится за ними, и впереди всех святолепный старец, украшенный сединами, с жезлом в руках, который грозил разбойникам, как дерзнули они грабить монастырь, и велел покаяться, если не хотят погибнуть. На другой день некоторые из числа их пришли в обитель и спрашивали: Кто были вооруженные люди, ходившие ночью с фонарями по монастырю?
            Изумились они, услышав, что никого не было, и пришли покаяться в вине своей игумену. Начальник же разбойников, по имени Евсевий, постригся в монахи в обители преподобного Саввы.

Из жития схимонах Симеона.

            В пустыни Белые берега сохраняется стоящая на надгробии старца Симеона келейная его икона Знамения Божией Матери. Об иконе этой имеется следующий рассказ.
   
         Один раскольник, служивший в пустыне наемным рабочим, украл эту икону и понес ее к себе лесом. В лесу он сбился с хорошо известной ему дороги. И как ни отыскивал ее, все выходил прямо к монастырю. Понял он тогда, что благодать Богоматери чудесно охраняет эту икону, и, вернувшись с нею в монастырь, повинился в своем поступке.
   
         (Основатель пустыни Белые берега схимонах Симеон преставился в 1741 году.)

Из жития настоятеля Краснослободской Спасовой пустыни иеросхимонаха Герасима.

            Истинно подвижническая жизнь Герасима, в течение которой он добродетелями от силы в силу восхождаше, удостоилась от Бога некоторых знамений и откровений, послуживших впоследствии поводом к основанию на месте подвигов Герасима знаменитой ныне Саровской пустыни. Об этих знамениях первоначальник Саровский Иоанн вспоминал такие слова самого Герасиму.
            Место это свято, говорил Герасим, изумленный необычайностью случившегося. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы молился я пред Богом, исполняя обычное правило, как вдруг услышал я в горе сей (Саровской) необычайный звон, и столь сильный, что казалось, будто бы и все место это колеблется. С этих пор я часто слышу здесь такой же звон и думаю, что место это святое, что это не случайный звон, но от Божия Промысла, как предзнаменование, что впоследствии здесь будет находиться какая-либо святыня.
            По другому источнику (Общежительная Саровская пустынь, изданная в 1885 году), кроме колокольного звона замечалось также и то, что по ночам иногда сходил с неба великий свет на то место, где ныне стоят соборные храмы, и при совершенно безоблачном небе гремел гром над Саровом. Неизвестно, видел ли Герасим и эти два знамения: в его житии не упоминается, а говорится лишь о колокольном звоне. Впоследствии оказалось, что громкий колокольный звон, раздававшийся временами в глухом лесу, слышал не один Герасим, а также и некоторые из жителей ближайших к лесу селений.

Из жития преподобного Арсения Коневского.

            Это было в 1393 году, когда пришел на остров инок Арсений. Но еще за четырнадцать лет до этого будущий монах принял постриг в 1379 году под Новгородом, в котором и родился. Братия одного из новгородских монастырей, что на Лисьей горе, удивлялись его примерным трудам, несенным в обители, кротости, смирению и строгой иноческой жизни; все смотрели на него как на образец жития иноческого. Вскоре преподобный Арсений отправился на Афон, а через три года игумен Иоанн дал ему благословение пойти опять на Север и основать новую обитель. Тогда-то и получил он как видимый знак этого благословения икону Божией Матери с Богомладенцем, держащим на левой ладони голубиного птенца. Эта икона и стала позже именоваться Коневской, она-то и пребывает сегодня в Преображенском храме Ново-Валаамского финского монастыря, куда попала после войны.
            Почти ничто не напоминает сегодня о первом этапе истории Коневской обители: все постройки возведены позже, в 17941814 годах, при иеромонахах Адриане и Иларионе. Тогда же, в 1819 году, отец Иларион составил службы Коневской иконе и преподобному Арсению и ходатайствовал перед Синодом о внесении дней их празднования в месяцеслов. А свидетелем седой древности остался лишь конь-камень огромный валун в полутора верстах от монастыря.
            Когда-то скотоводы-язычники оставляли под ним в жертву бесам коней (отсюда не только название камня, но и острова). Преподобный Арсений, помолившись и окропив валун святой водой, изгнал бесов: в виде черных воронов улетели они из-под камня в бухту Сортанлахти (Чертов залив), где расположена сейчас военная база и откуда ходит в монастырь катер. А на камне монахи поставили часовню.

Из жития преподобного Никона, игумена  Радонежского.

            Однажды Никон намерен был послать некоего из своих иноков, по имени Акакия, в одно из сел, принадлежавших обители святого Сергия. Не желая сему повиноваться, Акакий сказал: Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села.
   
         Преподобный долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить приказание своего игумена. Тогда преподобный предрек: Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание.
   
         Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению все, что было предсказано ему святым отцом, и отправился в то самое селение, куда посылал его преподобный Никон. И вот его внезапно постиг там суд Божий, предсказанный святым: он впал в исступление ума, так что братия привели его обратно в монастырь. Здесь явился ему святой Никон и, держа в руках жезл, с укоризною сказал ему: Акакий! Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?
   
         Тогда Акакия охватил великий страх, и он начал неистово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у раки преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения; братия точно так же усердно молились за него. И тогда, по благодати Христовой и по молитвам святых, Акакий получил отпущение в своем согрешении и исцелился. Обо всем этом он сам со слезами рассказывал многим, вопрошавшим его.

Из жития преподобного Савватия Соловецкого

            К утешению пустынников Савватия и Германа, Господь особенным знамением показал будущее предназначение Соловецкого острова. Прибрежные жители стали завидовать преподобным, считая себя наследственными владельцами всего прибрежья и островов Белого моря. И вот, по общему совету, один рыбак с женою и со всем домом приплыл на остров и поселился недалеко от кельи иноков. Преподобные Савватий и Герман не прерывали порядка своей жизни. Раз, в воскресный день, рано утром, окончив келейное правило, отец Савватий с кадильницею вышел из кельи покадить крест, водруженный по прибытии на остров, и услышал громкий плач как бы лица, подвергаемого биению. В ужасе, думая, что это мечтание, преподобный возвратился в келью и рассказал своему сожителю о слышанном вопле. Герман, выйдя из кельи, также услышал стоны и крики и, достигши места, откуда они раздавались, нашел женщину в слезах, которая рассказала ему следующее.
            Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два светлые юноши; схватив меня, они били меня прутьями, говоря: Уходите с этого места; вам нельзя здесь жить, потому что по воле Божией оно предназначено для проживания иноков. После этого юноши сделались невидимы.
            Герман, возвратившись в келью, передал Савватию все слышанное от женщины, и оба прославили Бога. Между тем рыбак, устрашенный видением, взяв жену и имение свое, отплыл обратно в село, где прежде жил. С этого времени никто из мирских людей не дерзал селиться на острове.

Из жития преподобного Саввы Вишерского.

Преподобный Савва задумал основать в своей пустыне обитель и начал строить своими руками кельи для приходившей к нему иночествующей братии. Не стерпел сего лукавый враг рода человеческого и, побуждаемый завистью к нему, внушил разбойникам причинить преподобному зло. Думая, что у него есть какое-нибудь имущество, они пришли к нему с злым намерением. Савва в это время строил келью. С ложным смирением разбойники стали просить у старца благословения. Но он прозрел их коварный замысел и то, что они разбойники. И вот он обратился к ним со следующею просьбою: Детки! Окажите любовь, помогите мне поднять дерево на стену.
            При этом старец велел им взяться за тонкий конец бревна, а сам взялся за толстый. Разбойники никак не могли все вместе поднять своего конца, а старец с Божиею помощию легко один поднял дерево на стену. Пораженные сим, разбойники переглянулись между собою со стыдом и страхом, поспешили уйти от преподобного, боясь, чтобы из-за него им самим не потерпеть какого-либо вреда.

Из жития преподобного Сергия Муромского.

            Жена некая, именем Матрона, из села Раменского, пришла в смятение ума. Близкие привезли ее в монастырь Всемилостивого Спаса ко гробу преподобного Сергия Муромского. По молебном правиле ее привязали у звонницы. Тогда пришли к ней ненавистники человеческого рода, бесы, приняв на себя образ собаки и кошки, назвали ее по имени и сказали: Иди прочь отсюда: ты свободна.
   
         Когда она вышла из монастыря, тотчас бесы стали строить ей козни. Принявши человеческий образ, они встретились с нею и указали ей идти в дебрь, где находилось болото. Но Всещедрый Господь, не хотя смерти грешнику, но желая привести его в разум истинный, видя создание Свое погибающим от злоотступников-бесов, умилосердился и восхотел помиловать женщину сию, ибо о сем пророк сказал: Не до конца прогневается Господь (Пс. 102, 9).
            И вот Господь, желая еще более прославить преподобного Сергия, угодника Своего, устрояет Божественным мановением Своим следующее. Когда женщина сия пошла в великую дебрь, куда повелели идти ей лукавые бесы, внезапно предстал ей святолепный старец, украшенный чудными сединами. Назвав себя Сергием, он назвал и ее по имени и сказал: Куда ты идешь, женщина? Возвратись назад, иди к гробу моему и не ходи, куда идешь; туда ведут тебя бесы.
   
         Сказав сие, преподобный стал невидим. Женщина же тотчас пришла в чувство, поняла посещение святого и бесовское поругание и пришла ко гробу святого. Здесь она почувствовала себя вполне здоровой и возвратилась в дом свой, радуясь, славя Бога и благодаря преподобного чудотворца Сергия.

Из жития преподобного Максима Грека.

            В преданиях Лавры Сергиевой записано чудо, бывшее над гробом преподобного Максима Грека. В 1661 году, во дни патриарха Никона, пришел человек из Москвы, по обещанию, к Сергиевой Лавре и после литургии, отслужив молебен, как сам рассказывал инокам, утомившись, сел близ храма Сошествия Святаго Духа на гробовой доске; но гневом Божиим сбросило его с гробницы и разбило члены его. Долго не мог он встать; опамятовавшись, приполз к могиле и спрашивал стоявших тут людей: Кто под доскою сей почивает?
            Они отвечали: Монах Максим Грек.
            Тогда расслабленный воскликнул: Отче Максиме, прости меня!
            По его желанию священники отслужили панихиду по иноке Максиме, над его гробницею; и вслед за тем получил он исцеление, и возвратилась ему память.
            Не поверил сему чуду келейник соборного старца Вассиана, по имени Иоанн, и, по самонадеянности, сел на ту же гробницу, думая сам в себе: Тогда я поверю, когда и со мною то же случится.
            Тогда гневом Божиим трижды был сброшен он с гробницы, и лицо его разбилось до крови, и раздробились зубы и язык. Восстав, вспомнил он свое неверие и, помолившись Спасову образу, раскаялся в согрешении, говоря: Господи, прости меня!
            Тогда погрузился Иоанн в глубокий сон и увидел пред образом Всемилостивого Спаса молящегося неведомого ему инока, которого спросил: Кто ты?
            Тот отвечал ему: Я Максим Грек.
            Иоанн просил у него прощения за то, что прогневал его, и святой муж с гневом сказал ему: За что бесчестишь меня?! За неверие твое тебе было сие поражение, ибо ты слышал в сей день, что прежде сего сброшен был с моей могилы человек сидящий!
            Так сказал явившийся ему старец и скрылся от его взоров.

 


Назад           Содержание           Вперед

Сайт создан в системе uCoz