Из жития преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.
* * *
Владыка, вызвав к себе письмом преподобного Зосиму, убедил его принять священство и игуменство. Получив для своей обители богатые жертвы граждан, состоящие из денег, одежд, сосудов, съестных припасов, преподобный с честию был отпущен владыкою в Соловки. С радостию братия приветствовали возвращение своего уважаемого и любимого настоятеля. Знамение благодати Божией еще более усилило общее почтение к преподобному игумену. Когда он совершал в своей обители первую литургию, то лицо его светилось, как лицо ангела, и церковь исполнилась особенного благовония. Преподобный по окончании богослужения благословил просфорою некоторых купцов, бывших в то время в обители, а они, выйдя из церкви, по неосторожности обронили ее. Проходя мимо, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог, по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел, что это просфора, потерянная купцами. Подняв ее, инок принес к преподобному игумену и к немалому удивлению всех рассказал свое видение.
* * *
Поселение
иноков на
пустынном
острове,
основание и
распространение
Соловецкой
обители
возбудили
зависть
корыстолюбивых
и
недоброжелательных
людей. Многие
из
Корельских
жителей, а
также
поселенцев
боярских и
служителей,
вельможных
господ
приплывали к
острову,
ловили в
озерах рыбу, а
монастырю
ловить не
позволяли,
называя себя
хозяевами и
владельцами
Соловецких
островов. В
жару спора
они обижали
преподобного
Зосиму и всех
иноков
досадными
словами и
делали им
всякие
неприятности:
даже грозили
разорить
обитель и
выгнать
оттуда
монахов.
Преподобный
игумен
решился
отправиться
к
новгородскому
архиепископу
Феофилу и
просить у
него помощи и
защиты.
Прибыв в
Новгород,
преподобный
Зосима был
благосклонно
принят
архиепископом,
который
советовал
ему изложить
свои нужды
пред
главными
боярами,
управлявшими
городом.
Преподобный
Зосима
обошел их
домы и просил
не допустить
обители
своей до
разорения:
все знатные
люди обещали
ему свою
помощь. Но
между всеми
новгородскими
боярами в то
время
отличалась
богатством и
влиянием на
дела Марфа
Борецкая: ее-то
поселенцы и
рабы
особенно
часто
причиняли
разные обиды
Соловецкому
монастырю.
Заслышав о
Соловецком
игумене и
предубежденная
против него
наговорами
своих
домашних, она
повелела с
бесчестием
отогнать его
от своего
дома. С
терпением и
кротостию
принял
преподобный
Зосима это
бесчестие и
пророчески
сказал своим
ученикам:
Настанет
время, когда
жители этого
дома не будут
ходить по
своему двору;
двери дома
затворятся и
уже не
отворятся:
этот двор
опустеет.
Видя доброе
расположение
бояр к
Соловецкой
обители,
архиепископ
созвал их к
себе, вновь
изложил им
обиды
монастырю от
пришлых
людей и
убедил
помочь
монастырю.
Игумен
получил от
доброхотных
дателей
много
пожертвований
на нужды
обители
церковными
сосудами,
священными
одеждами,
золотом,
серебром,
хлебом. Скоро
и сама Марфа
раскаялась,
что
оскорбила
преподобного
и, желая
загладить
причиненную
ему обиду,
пригласила
его к себе на
обед. Отец
Зосима по
своему
незлобию
принял это
приглашение,
и когда вошел
в дом боярыни,
то был с
честию
встречен
самою
хозяйкою и
всем
семейством
ее и посажен
на почетном
месте. Все ели
и пили с
знаками
живейшего
удовольствия,
а
преподобный
сидел молча и
по
обыкновению
мало вкушал
от
предлагаемой
пищи.
Взглянув на
гостей, он в
изумлении
опустил
глаза;
взглянув в
другой и
третий раз, он
видел то же
самое, именно:
шесть
главнейших
бояр
сидящими без
голов. Поняв,
что означает
это видение,
преподобный
вздохнул и
прослезился
и уже не мог
вкушать
ничего из
снедей, как ни
просили его
собеседники.
После обеда
Марфа,
испросив у
преподобного
Зосимы
прощение за
прежнее
оскорбление,
дала
монастырю во
владение
землю,
утвердив это
пожертвование
грамотою.
Когда
преподобный
вышел из дома
ее, то ученик
его Даниил
спрашивал
его о причине
скорби и слез
во время
обеда; отец
Зосима
объяснил ему
свое видение,
заметив, что
эти шесть
бояр будут со
временем
обезглавлены,
и просил
никому не
говорить об
этом. Немного
спустя по
возвращении
преподобного
в обитель
исполнилось
и
пророчество
его о
запустении
дома
Борецкой, и
видение во
время обеда.
Смирив
Новгород
силою оружия,
великий
князь Иоанн III
повелел
казнить тех
шесть бояр,
которых
преподобный
Зосима видел
обезглавленными,
а Марфу
Борецкую
отправить в
ссылку.
Имение ее
было
разграблено,
дом и двор
запустели.