Чудо архистратига Михаила.
Упомянем
о чуде, бывшем
на Афонской
горе. Во
времена
благочестивых
болгарских
царей жил
один богатый
и знатный
человек по
имени Дохиар.
Некогда он,
желая
благоугодить
Богу, пожелал
быть иноком.
Взяв много
золота, пошел
он на святую
гору
посетить тамошние
монастыри и
поискать
себе
удобного для
поселения
места. Обойдя
многие
монастыри и
раздав много
милостыни, он
вышел из
навры
блаженного
Афанасия и
направился
от Солуня по
берегу моря.
Здесь он
нашел очень
красивое
место с
вкусной
водой и
богатой
растительностью;
жителей на
этом месте
еще никого не
было. Место
сие ему очень
понравилось,
и он задумал
здесь
поселиться и
выстроить
монастырь.
Усердно
взявшись за
дело, он
вскоре
привел в
исполнение
свое желание.
Сначала он
выстроил
прекрасную
церковь во
имя
святителя
Николая, а
потом
устроил
монастырь и
оградил его
каменными
стенами.
Приведя все
сие в
надлежащий
порядок, сам
он принял в
том
монастыре
иноческий
образ. Но при
множестве
построек
золота его
оказалось
недостаточно,
так что он не
мог украсить
церковь с
подобающим
благолепием.
Возложив
надежду на
помощь Божию,
он говорил:
Если Господь
Бог захочет
прославить
сие место, то
Сам Он
промыслит об
украшении
церкви; да
будет Его
воля!
Против
святой горы
есть остров,
называемый
Луг,
находящийся
на
расстоянии
одного дня
морского
пути; там жили
пастухи и
пасли скот,
ибо то место
было очень
удобно для
пастбищ. На
этом острове
был поставлен
в
необитаемом
месте
высокий
каменный
столб; на
столбе стоял
каменный
идол, на
котором было
написано по-гречески:
Всякий
ударивший
меня в верх,
найдет
множество
золота.
Многие
пытались
узнать,
правда ли это,
и били по
голове идола,
но ничего не
находили.
Случилось же
в то время
одному юноше
близ
означенного
столба пасти
волов; юноша
был очень
разумен и
грамотен.
Прочитав
надпись,
сделанную на
столбе, он
ударил идола
по голове, как
то делали и
другие, чтобы
найти золото,
однако
ничего не
нашел. Потом
он подумал,
что, быть
может, золото
зарыто в
земле, и при
захождении
солнца
заметил, где
кончается на
земле тень от
этого столба,
и в том месте,
где
кончалась
тень от
головы идола,
он начал
копать землю,
ища
сокровища, но
и здесь
ничего не
нашел. Когда
же взошло
солнце, он
опять стал
смотреть, где
кончается
тень от
столба, и там
стал копать.
Когда он
копал, то
услыхал на
том месте
какой-то звук
и, поняв, что
на этом месте
скрыто
сокровище,
стал еще
усерднее
копать и
дорылся до
жерновного
камня,
настолько
большого, что
ему
невозможно
было и
поднять его.
Протянув
руку сквозь
скважину
камня, он
нашел там
много золота
и в раздумье
не знал, что
ему с ним
делать.
Если я кому-нибудь
расскажу о
золоте,
думал он, то
как бы меня не
убили из-за
него.
Бог
же, внимая
молитвам
вышеупомянутого
старца,
заботившегося
об украшении
святого
храма, внушил
юноше, чтобы
он шел на
святую гору в
один из
монастырей и
рассказал бы
игумену о
найденном
сокровище.
Юноша так и
сделал. Взяв
несколько
золотых
монет в
удостоверение
своей
находки, он
пришел в
селение,
лежавшее
близ моря, и
нанял там
человека,
который бы
перевез его к
святой горе.
По
усмотрению
Божию он
остановился
в пристани
вышеупомянутого
вновь
выстроенного
монастыря,
названного
по имени его
строителя
Дохиар.
Перевозчик
возвратился
в свое
селение, а
юноша пошел в
тот
монастырь.
Увидав там
игумена, он
рассказал
ему подробно
о найденном
им сокровище.
Игумен
уразумел в
этом дело
Божие; он
позвал трех
иноков и,
передав им
слышанное от
юноши, послал
их вместе с
ним, чтобы они
принесли
найденное
золото в
монастырь.
Иноки
поспешно
отправились
на лодке и,
приплыв к
острову,
дошли до того
столба, около
которого
было зарыто
золото. Когда
они отвалили
жерновный
камень, то под
ним нашли
котел, полный
золота, и
весьма
обрадовались.
Но исконный
враг рода
человеческого,
ненавистник
всего
доброго,
диавол,
вложил
одному из
этих иноков
неприязненную
мысль, и тот
сказал
другому
иноку: Брат,
какая нужда
нам нести сие
золото к
игумену! Бог
послал его
нам: на это
золото мы
сами
построим
себе жилища и
воздвигнем
монастырь.
Когда
же другой
возразил ему:
Как мы
скроем это
золото? то он
отвечал: Все
это в нашей
воле: мы можем
бросить сего
юношу в море,
и тогда
против нас не
будет
никаких
свидетелей.
Сговорившись
так, они
сказали о том
третьему
иноку; но тот,
будучи
богобоязненным,
сказал: Нет,
братия, не
смейте этого
делать: не
губите
отрока, а
вместе и свои
души из-за
золота.
Но
они, не слушая
его увещания,
стали
принуждать
его быть
единомысленным
с ними и,
наконец,
сказали:
Если ты не
будешь с нами
заодно, то мы
и тебя
погубим
вместе с
отроком.
Брат,
видя их
непреодолимое
злое
намерение,
устрашился,
чтобы они и
его не
погубили, и
сказал: Если
вы так решили,
то делайте,
как хотите; я
же клянусь
именем
Божьим, что
никому о сем
не расскажу и
не потребую
от вас золота.
Итак,
утвердив
свое слово
клятвою, он
молчал. Они же,
взяв золото и
тот камень,
которым
золото было
прикрыто,
внесли его в
лодку и, сев в
нее вместе с
отроком,
поплыли к
монастырю.
Когда они
были на
глубоком
месте, то
напали на
отрока и
начали
привязывать
ему на шею
камень. Отрок,
поняв, что они
хотят с ним
делать, начал
с плачем и
рыданием
умолять их,
чтобы они не
губили его, но
безуспешно:
нечестивые
те
черноризцы,
имея
окаменелое
сердце и
златолюбивую
душу, не
убоялись
Бога, не
умилились
слезами
отрока и не
послушали
его
смиренной
мольбы:
схватив
отрока, они
бросили его с
камнем в
глубину моря,
и он тотчас же
пошел ко дну.
Была же ночь,
когда
происходило
это
злодеяние.
Милосердый
Бог,
взиравший с
высоты на
горькое
рыдание
отрока и
видевший
неповинное
его утопление,
послал
хранителя
рода
человеческого,
святого
архистратига
Михаила,
чтобы он взял
утопленного
со дна моря и
принес его
живым в
церковь. Так
сие и
совершилось.
Внезапно
отрок
оказался
близ святой
трапезы с
камнем,
повешенным
ему на шее.
Когда
наступило
время
служения
утрени, то
екклисиарх
вошел в
церковь,
чтобы зажечь
свещи и
начать
звонить к
утреннему
богослужению.
В сие время он
услыхал в
алтаре
человеческий
голос и стон;
он очень
испугался и
пошел
рассказать о
сем игумену.
Игумен
назвал его
трусливым и
малодушным и
велел ему
опять идти в
церковь.
Придя туда
вторично, он
опять
услыхал тот
же голос и
снова
возвратился
к игумену.
Тогда игумен
сам пошел с
ним в церковь
и, услышав
голос, вошел в
алтарь; там он
нашел отрока,
лежавшего
близ святой
трапезы с
привязанным
к его шее
камнем; с
одежды же его
текла
морская вода.
Игумен узнал
отрока и
спросил: Что
случилось с
тобою, сын мой,
и как гы попал
сюда?
Отрок
как бы
пробудился
от сна и
сказал: Те
лукавые
иноки,
которых ты
послал со
мною за
найденным
золотом,
привязав
этот камень
на мою шею,
выбросили
меня в море.
Погрузившись
на дно, я
увидел двух
мужей,
сиявших как
солнце, и
услышал их
беседу между
собою;
один говорил
другому:
Архангел
Михаил!
Принеси сего
отрока в
монастырь
Дохиар!
Выслушав сие,
я пришел в
беспамятство
и не знаю, как
очутился
здесь.
Услышав
рассказ
отрока,
игумен
удивился и
прославил
Бога, творящего
дивные и
преславные
чудеса. Потом
он сказал
отроку: Останься,
сын мой, на
этом месте до
утра, пока не
будет
обличена
злоба.
Затем
вышел оттуда
и, затворив
церковь,
наказал
екклисиарху,
чтобы он
никому не
рассказывал
о сем, утреню
же игумен
велел
служить в
притворе. При
сем он
прибавил
екклисиарху:
Если кто
скажет:
почему не в
церкви, а в
притворе
поется
утреня, то
отвечай, что
так велел
настоятель.
С
наступлением
утра убийцы
те подошли к
монастырю, а
золото они
спрятали в
другом месте.
Увидав их,
игумен
вместе с
прочими
братиями
вышел к ним
навстречу и
спросил:
Почему вчера
вы пошли
четверо, а
теперь
возвращаетесь
трое? Где же
четвертый?
Они
на это с
гневом
отвечали: -
Отче, отрок
обманул и
тебя и нас,
сказав, что
нашел золото;
ничего он не
мог показать
нам, ибо и сам
ничего не
знает и со
стыда куда-то
скрылся; мы
долго искали
его, но не
могли найти и
одни
возвратились
к тебе.
Игумен,
сказав на это:
Да будет
воля Божия,
пошел с ними в
монастырь.
Приведя их в
церковь, где
лежал юноша, с
одежды
которого еще
текла вода, он
показал им
его и спросил:
А сей кто такой?
Увидав
юношу, они
пришли в ужас
и стояли как
окаменелые:
долго они не
могли ничего
ответить, но,
наконец, хотя
и против воли,
признались в
своем
злодеянии и
рассказали,
где они
скрыли
найденное
золото. Тогда
игумен
послал более
верных
братии, и они
принесли
найденное
золото в
монастырь.
Слух о
чудесном сем
событии
прошел по
всей святой
горе: иноки
изо всех
монастырей
сошлись,
чтобы видеть
сие
преславное
чудо.
Составив
собор, они
переименовали
ту церковь во
имя святого
архистратига
Михаила, а во
имя
святителя
Николая
Чудотворца
выстроили
другую
церковь. Тех
двух лукавых
убийц
прокляли и
выгнали из
обители,
третьего же
инока,
который не
соглашался
на
потопление
отрока и
отказался от
злодеяния,
признали
невиновным.
Избавленный
от
потопления
отрок
облекся в
иноческий
образ и стал
добрым
подвижником
и строгим
иноком. После
сего игумен
на
принесенное
ему золото
благолепно
украсил
церковь и
выстроил
вновь весьма
красивый
притвор;
камень же, с
которым
юноша был
выброшен в
море, был
вложен в
стену, чтобы
было
известно
всем
явленное
чудо. Когда
игумен
преставился,
то вместо
него был
поставлен
игуменом
избавившийся
от
потопления
инок. Прожив
богоугодно, и
он перешел ко
Господу,
носимый
руками
святого
архистратига
Михаила, как
прежде
перенесен
был им же из
моря в
церковь.
За
все сие
прославим
Отца, Сына и
Святаго Духа
и возвеличим
во веки
святого
архистратига
Михаила.