Чудо архистратига Михаила.

Упомянем о чуде, бывшем на Афонской горе. Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из навры блаженного Афанасия и направился от Солуня по берегу моря. Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя все сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил: Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!
   
         Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески: Всякий ударивший меня в верх, найдет множество золота. Многие пытались узнать, правда ли это, и били по голове идола, но ничего не находили. Случилось же в то время одному юноше близ означенного столба пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле, и при захождении солнца заметил, где кончается на земле тень от этого столба, и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.
   
         Если я кому-нибудь расскажу о золоте, думал он, то как бы меня не убили из-за него.
   
         Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в один из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря, и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе. По усмотрению Божию он остановился в пристани вышеупомянутого вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и, приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку: Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.
   
         Когда же другой возразил ему: Как мы скроем это золото? то он отвечал: Все это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.
   
         Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал: Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.
   
         Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними и, наконец, сказали: Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.
   
         Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал: Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божьим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.
   
         Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыданием умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы: схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну. Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого, святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ святой трапезы с камнем, повешенным ему на шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свещи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услышав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ святой трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил: Что случилось с тобою, сын мой, и как гы попал сюда?
   
         Отрок как бы пробудился от сна и сказал: Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидел двух мужей, сиявших как солнце, и услышал их беседу между собою; один говорил другому: Архангел Михаил! Принеси сего отрока в монастырь Дохиар! Выслушав сие, я пришел в беспамятство и не знаю, как очутился здесь.
   
         Услышав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку: Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.
   
         Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху: Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня, то отвечай, что так велел настоятель.
   
         С наступлением утра убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями вышел к ним навстречу и спросил: Почему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? Где же четвертый?
   
         Они на это с гневом отвечали: - Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.
   
         Игумен, сказав на это: Да будет воля Божия, пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил: А сей кто такой?
   
         Увидав юношу, они пришли в ужас и стояли как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но, наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братии, и они принесли найденное золото в монастырь. Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком. После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым юноша был выброшен в море, был вложен в стену, чтобы было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками святого архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.
   
         За все сие прославим Отца, Сына и Святаго Духа и возвеличим во веки святого архистратига Михаила.

 


Назад            Содержание           Вперед

Сайт создан в системе uCoz