Видение пришедшим молиться.
Нижегородской
епархии, в
Лукояновском
уезде, между
селениями
Кочкуровым и
Саитовкой,
стоит
часовня,
деревянная, с
незапамятных
времен
построенная,
расстоянием
от Кочкурова
в 3-х верстах, а
от Саитовки в
полуверсте. В
сию часовню
крестный ход
из
саитовской
церкви
бывает в
десятую
пятницу
после Пасхи,
потому что в
этот день
совершается
празднество
в саитовском
храме святой
мученице
Параскеве,
нареченной
Пятнице,
которой и
образ,
многочтимый
местными
жителями,
имеется в
помянутой
часовне.
Жители,
преимущественно
женского
пола,
окрестных
сел и
заштатного
города
Починок,
отстоящего
от часовни на
десять верст,
привыкли
издавна
приходить
сюда не
только во
время
общественной
молитвы, но и
во всякое
время,
особенно
весной и
летом.
Три девицы
села
Кочкурова, по
разным
причинам не
пожелавшие
вступить в
брак, -
Пелагея
Яковлева
Зайцева,
Параскева
Григорьева
Борисова и
Ксения
Иванова
Рубцова, лет
семь тому
назад на
Пасхе, среди
седьмицы,
отслушав
вечерню в
своем
приходском
храме,
решились
идти в
означенную
часовню на
всенощную
молитву и
возвратиться
к утрене в
храм свой.
На половине
пути они,
взошедши на
возвышенную
гору и
оставив
проселочную
дорогу
немного
левее, по
скалистой
отлогости
пошли полем,
прямо к
часовне.
Когда она
находилась
от них не
более как в
полуверсте,
им показался
в ней свет
сквозь
отворенную
дверь ее,
обращенную к
северо-западу.
В сердцах их
затрепетало
чувство
радости, они
сказали друг
другу: вот в
часовне свет;
видно,
усерднейшие
моливенники
предварили
нас своим
приходом.
Вскоре
подошли они к
глубокому
оврагу, на
противоположной
стороне
которога
находилась
сама часовня.
Отсюда они
услышали
пение,
которое
неслось к ним
через овраг
часовни.
Радостное
чувство в них
еще сильнее
затрепетало.
Они быстро по
крутизне
начали
спускаться в
глубину
оврага. Не
дойдя до
часовни
сажень на
пять, они
остановились
как для того
чтобы
перевести
дух после
скорого хода,
так особенно
для того,
чтобы
внимательнее
вслушаться в
пение. Пение
было так
стройно и
усладительно,
что они не
могли
довольно
надивиться и
в недоумении
говорили в
простоте
сердца: То
поют не наши
кочкуровские
и не
саитовские, а,
видно,
образованные
богомольцы
города
Починок
посетили для
великого
праздника
часовню. Не
будем же
скоро
входить в
часовню,
чтобы не
отвлечь
нашим
приходом
молящихся, а
станем
слушать и
молиться
пока у
часовни.
С этой целью
они тихо
подошли к
окну часовни
на юго-восточной
стене ее, и
две из них
стали по
сторонам
окна,
прислонясь
плотно к
косякам его, а
девица
Ксения стала
напротив
самого окна. В
таком
положении
они не малое
время
слушали
дивное пение,
похожее (по их
словам) на
пение
великого
славословия.
Слушая пение,
они слышали и
одного
читавшего.
Наконец,
девица
Ксения
Иванова
решилась
войти в саму
часовню и
тотчас
поспешила к
ее выходу; а
через
несколько
минут за ней
последовали
и другие
девицы. Но
едва зашли
они за юго-западный
угол часовни,
- девица
Ксения в
великом
изумлении
встретилась
с ними и
сказала, что
часовня
заперта. Они
не поверили
ей, но когда
вместе с ней
подошли к
двери
часовни, то
увидели, что
точно дверь
заперта, цепь
наложена на
пробой и
замок висел
на пробое.
Когда они
стояли в
недоумении, -
свет в окне
уже не
виднелся, и
пение им не
слышалось:
везде была
глубокая
тишина.
Пораженные
ужасом, они
бросились
бежать в
обратный
путь, - и
бежали в
трепете до
самого храма,
в котором еще
не была
начата
пасхальная
утреня. Войдя
в церковную
караулку, они
несколько
отдохнули и
успокоились,
но никому в то
время не
могли и не
смели
рассказать о
своем
видении.
Я узнал об
этом дивном
происшествии
от девицы
Пелагеи
Зайцевой в
прошедшем 1867
году. После
рассказа ее, в
другое время
я призвал
девицу
Параскеву
Борисову и
спрашивал ее
о сем
видении, и она
рассказала
мне точно так
же, как и
Зайцева, не
разноглася с
ней ни в одном
слове. Девицы
Ксении
Рубцовой не
было в это
время в
Кочкурове. Я
спрашивал их:
почему они
так долго
никому об
этом событии
не
рассказывали?
Они отвечали:
мир называет
нас
святошами,
подозревает
в лицемерии; и
поэтому мы
решились
навсегда
сокрыть эту
тайну, чтобы
не
подвергнуться
еще большему
посмеянию и
оскорблению.
Я не могу не
верить
истинности
сего
происшествия,
во-первых,
потому, что
свидетельниц
оного было
три, а потому
подозрение в
вымысле или
обмане
чувств
невозможно;
во-вторых,
потому, что
они ведут
жизнь
безукоризненную:
я в
сороколатнее
мое
пастырское
служение
знаю их
хорошо от
самой юности.
Священник Иоанн Миловский.
(Странник,
1868 г., март)