Сила
молитвы.
18-го февраля 1894г.,
Исаакиевский
кафедральный
собор в
Санкт-Петербурге
обогатился
новым
источником
милости
Царицы
Небесной. В
этот день он
принял в дар
от дочери
надворного
советника
Александры
Александровны
Алексеевой
икону
Пресвятой
Богородицы,
именуемую
Корсунскою,
замечательную
по своему
происхождению,
по живописи и
красоте
изображенных
на ней ликов и
по тому
глубокому
впечатлению,
какое она
производила
и производит
на молящихся.
По словам
госпожи
Алексеевой,
святая икона
сия
досталась ей
от графини
Елены
Дмитриевны
Эртцен, у у
которой она
воспитывалась
с девяти лет.
Устроителем
же и первым
благоговейным
чтителем
этой святой
иконы был
обер-егермейстер
Императорского
Двора
Дмитрий
Львович
Нарышкин,
происходивший
из того же
рода
Нарышкиных,
из которого
происходила
мать Петра
Великого,
царица
Наталья
Кирилловна,
родившийся 31
марта 1838 года и
погребенный
в Александро-Невской
лавре.
Однажды он
видел во сне
точно такую
икону
Богоматери и
возгорел
желанием
приобрести
подобие ее;
ездил по всем
столичным
церквам, и
нигде не мог
найти
соответствующего
ее
подленника. 30
августа 1828 г., в
праздник
святого
великого
князя
Александра
Невского,
после
крестного
хода, был он в
лавре у
митрополита
Серафима и в
моленной
владыки к
величайшей
радости
своей, узрел
икону Матери
Господа,
совершенно
подобную той,
какая
явилась ему
во сне. Это
была, как
видно из
существующей
надписи на
ней
Корсунская
икона
Пресвятой
Богородицы,
написанная
простою
кистью в 1784 г.,
следовательно
при
митрополите
Гаврииле,
строителе
лаврского
собора, и,
быть может по
его желанию.
Усмотрев
желанную
икону,
знатный и
богатый
вельможа
тотчас
поведал
архипастырю
свой сон и
испросил у
него
позволения
самому
лучшему
иконописцу
снять копию с
той святой
иконы. И
последний, по
словам "Церк.Вед.",
приложил все
свое
старание и
искусство к
этому
святому делу.
Изображение
Богородицы и
Предвечного
Младенца,
менее чем
поясное,
написано им
на доске
превосходно.
Матерь
Господа
обеими
руками
обнимает
возлюбленного
Сына,
прильнувшего
Своей
ланитой к Ее
ланите;
правая рука
Богомладенца
покоится на
груди у Нее, а
в левой -
свиток. Лики
Божией
Матери и
Спасителя
исполнены
величия и
небесной
красоты и
отличаются
свежестью
цветов и
теней и
нежностью
кисти. На лики
Царицы
Небесной
выражается
умилительное
милосердие и
любовь к
страждущим,
прибегающим
к Ее помощи и
заступлению.
В
особенности
выразительны
очи
Пречистой
Девы и
Божественного
Младенца; они
смотрят как
живые и,
кажется,
проникают в
самую
глубину
нашей души, в
самые
сокровенные
тайники
нашего
сердца, внося
в них свет,
спокойствие
и радость. И
чем ближе и
пристальнее
созерцаете
вы в
молитвенном
настроении
эти
божественные
лики, тем они
становятся
для вас
прекраснее и
живее, и тем
сильнее
действуют на
душу. Эта
ангельская
красота и
необычайная
выразительность
их заметнее
всего в
солнечный
день или при
достаточном
свете от
возженных
свечей.
Размер иконы 9
вершков в
длину и 7 в
ширину.
Для г-жи
Алексеевой
Корсунская
икона
Пресвятой
Богородицы
была дороже
всего на
свете. Она
заменяла ей
родных и
близких
сердцу. К ней
прибегала
Александра
Александровна,
как к живой
Царице
Небесной, и не
иначе
называла
Изображенную
на ней, как "Родная
и Милостивая
моя". В ней
находила
свое счастье
и всю радость.
В последние
годы г-жа
Алексеева
поселилась
на Лиговке, в
одной из
дешевых
квартир в
доме барона
Фредерикса,
близ церкви
Знамения
Божьей
Матери.
Высокознаменательная
икона сия
стала
известна не
только в
громадном и
многолюдном
доме том, но и
у окрестных
жителей в
Знаменском
приходе и на
Песках. В
маленькую
квартиру
Алексеевой
приходили
православные
обитатели
этих мест -
молиться
Всемилостивой
Владичице
Богородице
пред Ее
пречистым
образом и по
вере своей
получали то, о
чем просили
Царицу
Небесную.
Посетил эту
квартиру и
досточтимый
кронштадтский
пастырь, отец
Иоанн Ильич
сергеев;
полчаса
стоял он на
коленях,
пораженный
красотой,
величал
Матерь
Господа,
славнейшую
из всех
земных
матерей,
хвалебными
Ей песнями.
Все
богомольцы с
сердечным
умилением
взирали на
чудные лики
Спасителя и
Божией
Матери,
восхищались
ими и
говорили
Алексеевой: "не
подобает
тебе такую
святыню
держать у
себя в доме:
отдай ее в
церковь. Там
большое
количество
православных
будет иметь
возможность
молиьтся
пред нею,
наслаждаеться
созерцанием
ее дивной
красоты,
получать от
нее утешение
в скорбях и
славить
усердную
Помощницу и
Заступницу
рода
христианского".
И вот
Александра
Александровна,
конечно не
без
милостивого
соизволения
на то Царицы
Небесной,
изъявила
желание
принести
святую икону
в дар
Исаакиевкому
кафедральному
собору,
руководствуясь,
между прочим,
тем
соображением,
что
устроитель
сей иконы Д.Л.Нарышкин
родился 30 мая,
в день памяти
преподобного
Исаака
Долматского.
Высокопреосвященный
архипастырь,
митрополит
Палладий,
благословил
соборному
притчу
принять эту
святыню с
подобающей
честью и
повелел
совершать
перед ней 1-го
числа
каждого
месяца,
поздней
литургии, "Канон
молебный ко
Пресвятой
Богородице,
поемый во
всякой
скорби
душевной и
обстояний",
называемый
греческим
словом "Параклисис",
т.е. утешение,
содержащий в
себе моление
для
отвращения
душевных и
телесных
болезней и в
особенности
для
исцеления
греховных
язв,
поражающих
душу.
18-го
февраля 1894г.
названный
образ
Пресвятой
Богородицы
досточестно
перевезен в
крытом
экипаже (карете)
из дома
барона
Фредерикса в
Исаакиевский
кафедральный
собор.
И
тогда же
первый раз
пред этой
святыней
соборне, при
пении хора,
совершен
параклисис.
Было великое
духовное
торжество.
Живо
ощущалось
сердцами, что
сама
Пресвятая
Владычица
посетила
величественный
храм и
принесла с
собою обилие
благодати.
Этот
умилительно-молитвенный
час на всю
жизнь
оставил во
многих
глубокое,
радостное
впечатление.
В
числе
молившихся
была одна
больная
женщина, жена
певчего
Исаакиевского
собора, Анна
Васильевна
Ераксина 26
лет от роду. В
малолетстве
лошадь
ударила ее
копытом в
правое плечо,
и стого
времени
правая рука
ее стала
постепенно
слабеть, а по
достижению
ею
совершеннолетия
и выходе
замуж
совершенно
отказалась
ей служить.
Года за два до
перенесения
Корсунской
иконы
Богоматери в
собор
обратилась
она к врачам
за помощью. Те
нашли, что
вследствие
ушиба в
детстве мало-по-малу
сотлела у нее
часть
головки
плечевой
кости правой
руки. В
клиническом
военном
госпитале во
2-м
хирургическом
отделении,
профессор
Субботин
вырезал ей
эту часть
головки и
привел руку в
такое
состояние,
что Ераксина
могла
двигать
пальцами,
например
вязать чулок,
сделать на
груди
крестное
знамение. Но
поднять руку
на плечо
одеться,
причесать
голову,
убрать
комнату,
вымыть белье
она была не в
силах. Кроме
того, после
операции на
правом плече
образовалась
рана, из
которой
беспрерывно
текла
гнойная
материя, а по
временам и
кровь. Около
двух лет, раза
по два-три в
неделю,
ходила она к
тем же врачам:
они
спринцевали
ей рану,
делали
проколы,
скоблили
кость
лопатки... Но
успеха не
было.
Советовали
ейотправиться
летом на
минеральные
воды,
полечиться
теплыми
соляными
ваннами. Но
где же бедной
женщине
взять
средств для
того!... Более
всего
горевала она
о том, что не
могла быть
помощницей
своего мужа и
требовала от
него ухода за
собой. Когда
привезли
Корсунскую
икону Божией
Матери в
собор,
Ераксина с
духовенством
и народом
встретила ее
на портике
храма и
подошла под
нее. Во время
пения
параклисиса
она вся
отдалась
слезной
молитве
Царице
Небесной и
сама не
чувствовала
того, что с
ней
происходило.
После
молитвы ей
стало легко и
покойно на
сердце.
Возвратившись
домой, она, к
великой
радости
своей, могла
поднять
правую руку
на лоб, на
плечи и
перекреститься
на святые
иконы. На
другой день
утром пошла к
врачам для
обычной
перевязки
раны. Те
разбинтовали
ей плечо, с
удивлением
пожали
плечами,
взглянули
друг на друга
и говорят ей: "иди
домой, больше
тебе не зачем
ходить к нам".
Оказалось,
что гнойная
материя
перестала
течь и рана
затянулась и
зажила, точно
с давних пор.
Памятником
бывшей
страшной
болезни и
тяжкой
операции
остались
только
видимая
приниженность
правого
плеча в
сравнении с
левым и
укороченность
на полтора
вершка
правой руки в
сравнении с
левою, но она
совершенно
свободно
шьет, стирает
и гладит
белье,
готовит
кушанье.
Исцеление
свое она
приписывает
исключительно
милостивому
заступничеству
Пресвятой
Владычицы и
не знает, как
благодарить
ей Пречистую
Матерь
Господа,
кроткую и
любвеобильную
Матерь всех
больных и
страждущих. О
явлении ей
милости
Божией она
заявила всем
своим родным
и знакомым,
выполняя на
себе слово
Писания:
тайну цареву
хранити
добро, дела же
Божия
открывати
славно.
("Деловой
Корреспондент",
1895г., №331)