Из жития святого Иоанна, архиепископа Новгородского.

Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в Новгороде Великом. Родители его Николай и Христина были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его Гавриил оба были воспитаны в страхе Божием. С малого возраста святой Иоанн посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в пресвитера к церкви священномученика Власия.  Новопоставленный иерей еще с большим усердием стал служить Господу, неукоснительно и строго соблюдая все заповеди Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолвную тихую жизнь, даже намеревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись с братом своим Гавриилом, он решил создать новый монастырь на средства, оставленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери в память преславного Ее Благовещения и основали монастырь; потом замыслили они воздвигнуть и каменную церковь. С нетерпением начали братья приводить в исполнение свое благое намерение, стали со тщанием строить каменную церковь и уже довели ее до половины, но вынуждены были остановиться: средства их истощились. Сильно опечалились этим блаженный Иоанн и брат его Гавриил, и велико было их огорчение. Но, питая твердую веру и великое усердие к Пречистой Богородице, они обратились с молитвою к сей скорой помощнице и утешительнице всех, в скорби находящихся: Владычица наша! молились братья. Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас, рабов Твоих; Владычице, мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи не можем.
   
          Так молились они Богородице и изливали пред Ней свое горе. Их усердная молитва была услышана. Царица Небесная явилась им в сонном видении и сказала: Для чего вы, возлюбленные Мною рабы Божий, впадаете в такую печаль и предаетесь такому сетованию о том, что создание храма замедлилось? Не оставлю Я моления вашего, ибо вижу вашу веру и любовь: в скором времени у вас будет все необходимое для сооружения храма и даже останется излишек; только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере.
   
         Видение сие придало братьям силы и бодрости. После утрени они рассказали друг другу о том, что видели, и надежда их окрепла еще более. По Божию смотрению они в тот же день ранним утром вышли из монастыря и вдруг видят пред воротами монастырскими красивого коня: на нем была надета узда, обложенная золотом; золотом же было оковано и седло. Конь стоял тихо и неподвижно, всадника же на нем не было. Дивясь красоте и богатому убранству коня, братья долго ждали, не придет ли его хозяин. Но никто не появлялся, а конь все неподвижно стоял на том же самом месте. Тогда они подошли к нему ближе и увидели, что по обеим сторонам седла висят два туго набитые мешка. Уразумев, что сие ниспослано им свыше, они сняли с коня мешки, и тотчас конь стал невидим. Братья развязали мешки и нашли -в одном до самого верха золото, другой же был наполнен серебром. Удивившись такому попечению о них Божию и Пресвятой Владычицы, они стали воссылать горячие благодарственные молитвы. Скоро, с Божиею помощью, окончили они церковь и благолепно ее украсили; затем купили они много сел для содержания монастыря, и несмотря на то, у них осталось еще немало денег, которые они отдали игумену и братии. В сем монастыре и сами они приняли иноческое пострижение.

* * *

Однажды святитель Иоанн по своему обыкновению в полночь стоял в своей келье на молитве. Бес, желая устрашить святого, вошел в рукомойник, который висел в его келье и, возмущая воду, стал производить шум. Святитель, поняв, что сие дело диавола, подошел к сосуду, осенил его крестным знамением и запрещением своим так связал беса в умывальнике, что тот томился там долгое время, не будучи в состоянии выйти оттуда; наконец, не вынося более муки, так как сила крестного знамения палила его, бес начал вопить человеческим голосом: О, горе мне! Сила креста жжет меня, не могу более терпеть такого страдания, отпусти меня скорее, святой угодник Божий.
   
         Святитель же спросил: Кто ты и как вошел сюда?
   
         Диавол отвечал: Я лукавый бес и пришел смутить тебя, ибо я .думал, что ты, как человек, устрашишься и перестанешь молиться, но ты заключил меня в этом сосуде, и теперь я сильно мучаюсь. Горе мне, что я прельстился и вошел сюда. Пусти меня, раб Божий; отныне никогда не буду я приходить сюда.
   
         Так бес вопил долгое время.
   
         Наконец святитель сказал: За твою бесстыдную дерзость повелеваю тебе сею ночью отнести меня в Иерусалим и поставить у храма, где находится Гроб Господень; из Иерусалима тотчас же ты должен обратно перенести меня сюда в мою келью в ту же самую ночь, и тогда я отпущу тебя.
   
         Бес всячески обещался исполнить волю святого, лишь бы только блаженный выпустил его из сосуда. Святитель выпустил его со словами: Превратись в оседланного коня и стань перед кельею моею.
   
         Подобно тьме вышел бес из сосуда и обратился, по повелению святителя, в коня. Блаженный святитель, выйдя из кельи, сел на беса и в ту же ночь очутился в святом городе Иерусалиме, близ храма святого Воскресения, где находился Гроб Господень. Здесь угодник Божий запретил бесу отходить от того места; и бес стоял, словно прикованный, не имея силы сдвинуться с места до тех пор, пока святитель не совершил поклонения Гробу Господню и честному древу святого Креста. Подойдя к храму, святитель преклонил колена пред дверями и стал молиться; вдруг запертые двери отверзлись сами собою, а у Гроба Господня зажглись свещи и лампады. Архиепископ, вознося Богу благодарственные молитвы и проливая слезы, поклонился Гробу Господню и благоговейно облобызал его; также поклонился он и животворящему Древу, всем святым иконам и местам. Исполнив свое желание, он вышел из храма, и снова двери церковные затворились сами собой; бес же стоял на том месте, где ему было повелено, в виде оседланной лошади; сев на него, Иоанн опять в ту же ночь прибыл в Новгород Великий и очутился в своей келье. Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник.
   
         Если же ты расскажешь кому-либо, прибавил нечистый дух, как ты ездил на мне, то не перестану я строить против тебя козни и наведу на тебя сильное искушение.
   
         Так грозил бес, а святитель осенил себя крестным знамением, и тотчас исчез от него бес, словно дым.
   
         В одно время святой Иоанн вел духовную беседу с честными мужами: с игуменами, священниками и благочестивыми гражданами; он рассказывал жития святых, говорил много о душеполезных подвигах и, между прочим, сообщил и то, что с ним было, а именно о своей поездке в Иерусалим; рассказывая же, он не называл самого себя, а как будто говорил о ком-либо другом.
   
         Я, сказал он, знаю такого человека, который в одну ночь из Новгорода достиг до Иерусалима: поклонившись Гробу Господню и животворящему древу Креста Господня, он снова в ту же самую ночь вернулся в Новгород; во время своего путешествия он ездил на бесе, которого связал своим запрещением, сделав его как бы пленником своим.
   
         Слушатели сильно удивлялись сему рассказу святого, а диавол скрежетал зубами своими на архиепископа, говоря: Так как ты рассказал тайну, то наведу на тебя такое искушение, что будешь ты осужден всеми своими гражданами как блудник.
   
         И с того времени бес, Божьим попущением, начал действительно строить свои коварные козни святителю, стараясь лишить его доброго имени. Он показывал людям, которые во множестве приходили к Иоанну просить благословения, в келье святого разные видения: то женскую обувь, то ожерелья, то какие-либо женские одежды. Приходящие к архиепископу люди, видя сие, сильно смущались и, толкуя между собою о виденном, говорили друг с другом: Человеку-блуднику недостойно занимать апостольский престол.
   
         Когда однажды народ собрался и пошел к келье святого, бес превратился в девицу, которая побежала перед народом, как бы удаляясь из кельи блаженного. Видевшие сие закричали и погнались было за девицей, чтобы схватить ее, но бес убежал за келью святого и стал невидим. Услышав народный крик и шум, святитель вышел из кельи и спросил собравшихся: Что такое случилось, дети мои? О чем вы шумите?
   
         Они закричали на него, стали бранить и укорять его, как блудника, схватили его и, не зная, как далее поступить с ним, стали толковать между собой: Отзовем его на реку и посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке.
   
         Посоветовавшись, они повели святого и целомудренного архиерея Божия к большому мосту на реке Волхове и посадили святителя на плот. Так сбылось слово лукавого диавола, который, хвалясь, говорил: Наведу на тебя такое искушение, что осужден будешь всеми, как блудник.
   
         Теперь, видя такое поругание святого, сильно радовался лукавый враг рода человеческого, но по Божьему промышлению невинность праведного победила и посрамила коварного врага; ибо когда святого посадили на плот, последний поплыл не вниз по течению, но вверх, против течения, несмотря на то, что у большого моста течение воды было очень сильное, и никто не влек плот, но сам он плыл по воле Божьей и направлялся к монастырю святого Георгия, который находился на расстоянии трех поприщ от города. Видя такое чудо, люди ужаснулись; позабыв о злобе, они разрывали свои одежды и с плачем говорили: Согрешили мы и неправедное дело сотворили, ибо мы, овцы, осудили невинно тебя, нашего пастыря.
   
         Идя по берегу, они молили святителя, чтобы он простил их прегрешения и возвратился на свой престол.
   
         Прости нас, отец, кричали они, в неведении мы согрешили против тебя, не помни злобы нашей и не оставляй чад своих.
   
         Также и весь клир, забегая вперед и земно кланяясь блаженному, с рыданием умолял его возвратиться на свой престол. Архиепископ же, как первомученик Стефан, молился за обидевших его, говоря: Господи, не вмени им сего во грех!
   
         Пристав к берегу за полпоприща от вышеупомянутого монастыря, он спустился с плота и вышел на берег. Народ же, припадая к нему с плачем, просил прощения, и было великое ликование, когда святитель даровал им прощение; еще сильнее радовались они тому, что Господь открыл неповинное и чистое его житие. Незлобивый пастырь, всем даровав прощение, рассказал, как он побывал в Иерусалиме, как ездил на бесе и как диавол старался устрашить его. Все, слыша сие, прославляли Бога.
   
         Итак святитель возвратился на престол свой с великою честию и славою.

 


Назад            Содержание           Вперед

Сайт создан в системе uCoz