Из жития преподобных Феодора и Василия Киево-Печерских. 

 

            Чтобы не пребывать в праздности, которая порождает леность, а с нею и беспечность, чем диавол мог воспользоваться для своих искушений, преподобный Феодор возложил на себя великий труд: он поставил в своей пещере жернова и начал работать на братию, причем не только сам молол жито, но сам и приносил его из монастыря; ночь он проводил почти без сна, посвящая большую часть ее молитве и работе на ручных жерновах, а днем относил муку и снова приносил жито. Своими трудами преподобный в течение многих лет немало облегчал монастырских рабов, не стыдясь разделять их труд.
   
         Однажды монастырский келарь, увидев, какой тяжелый и мучительный подвиг возложил на себя преподобный Феодор, пришел в умиление: когда было привезено из монастырских сел жито, он отправил пять возов его к преподобному, чтобы он избавил себя от лишнего труда: не ходил за ним в монастырь. Преподобный Феодор, высыпав жито, принялся за работу, поя псалмы. Утомившись, он хотел немного отдохнуть; вдруг раздался как бы удар грома, и жернова начали сами молоть. Уразумев козни диавола, преподобный Феодор поднялся и начал усердно молиться, после чего сказал громким голосом: Ч Господь запрещает тебе, лукавый бес!    
        Но бес не переставал молоть на жерновах. Тогда преподобный снова сказал: Ч Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, свергшего тебя с небес и давшего во власть угодников Своих, я, грешный, повелеваю тебе не оставлять работы, пока не перемелешь все жито; потрудись и ты на святую братию.
        Сказав это, он продолжал молитву; бес же не посмел ослушаться и в одну ночь измолол все жито. Утром преподобный Феодор дал знать келарю, чтобы тот прислал за мукою. Келарь удивился столь необычайному делу: как можно было смолоть в одну ночь пять возов, и сам отправился в пещеру, чтобы вывезти из нее муку, причем совершилось другое чудо: от этого же жита получилось еще пять возов муки. Так сбылось здесь, в сейчас рассказанном событии из жизни преподобного Феодора, слово апостолов, некогда говоривших Иисусу Христу: лГосподи, и беси повинуются нам о имени Твоем╗ (Лк. 10, 17), а также и обетование Самого Слова Божия: лсе даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию╗ (Лк. 10, 19). Лукавые бесы хотели устрашить преподобного Феодора и заставить его повиноваться себе, но вместо этого сами наложили на себя узы рабства, так что принуждены были возопить: Ч Мы не будем более появляться здесь.
   
     В это время монастырь был сожжен. Деревья на устройство церкви и келий, пригнанные плотами по Днепру, лежали на берегу, и наняты были работники, чтобы ввести их в гору, но преподобный Феодор, желая сам поставить себе келью, начал на себе носить бревна с берега на гору, не дозволяя никому работать за него. Лживые бесы, забыв свое вынужденное подневольной работой обещание никогда не приближаться к преподобному, снова начали свои козни: все бревна, какие с великим трудом блаженный Феодор вносил за день на гору, бесы ночью сбрасывали вниз, желая через это добиться его удаления. Поняв козни бесов, преподобный сказал им:
         Ч Именем Господа нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней, я, грешный раб Его, повелеваю вам все бревна с берега перенести на гору, чтобы братия, работающая Богу, не отрывалась от своего труда и могла без ваших козней выстроить храм Пресвятой Богородице и кельи себе; тогда узнаете, что Господь присутствует на этом месте.
   
     В ту же ночь бесы перенесли с берега на гору все бревна, предназначенные для постройки монастыря. Когда утром на берег приехали нанятые для перевозки, то не нашли ни одного бревна; поглядев по сторонам, они увидели, что бревна уже находятся на горе и не сваленны в кучу, а разложены в порядке: особо Ч предназначенные для крыши, особо Ч для пола и особо Ч длинные, чрезвычайно тяжелые балки. Все это как дело, превышающее человеческие силы, возбужндало удивление. Так прославился Господь чрез угодников своих Феодора и советника его Василия; ради их подвигов Господь явил это чудо. Но эти сродные по духу рабы Божий не гордились, видя повинонвение себе бесов, следуя наставлению Христа: лне радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех╗ (Лк. 10, 20). Бесы же, столь явно обличенные в своих кознях святыми Феодором и Василием, не могли стерпеть своего поношения, Ч они, когда-то пользовавшиеся, как боги, почитанием и поклонением от язычников, теперь должны были переносить от верных угодников Божиих презрение, унижение и бесчестие, должны были, как рабы купленные, трудиться для них: то меля жито, то таская бревна и к тому же повинуясь запрещению тех же святых, они должны были удаляться от людей. Поэтому-то во время переноски бревен они и вопили, как слышали некоторые: 
        Ч О, злые и лютые враги наши Феодор и Василий! Мы не перестанем бороться с вами, пока не предадим вас смерти!
   
     С этого времени лукавые бесы, не зная, что послужат к еще большему прославлению преподобных, начали всеми способами возбуждать злых людей на святых Феодора и Василия.


Назад             Содержание           Вперед

Сайт создан в системе uCoz