Из жития преподобного Сергия Радонежского.

   

            Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в Ростовской области от благочестивых и знатных родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще от чрева матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения, в воскресный день, Мария по своему обычаю пришла в церковь к литургии. Перед началом чтения святого Евангелия младенец во чреве ее так громко воскрикнул, что голос его слышали все стоявшие в храме; во время Херувимской песни он воскрикнул во второй раз; а когда священник произнес ซСвятая святымป, — в третий раз послышался из утробы матери голос младенца. Из этого все уразумели, что произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы. Подобно тому как пред Божиею Материю радостно взыграл во чреве святой Иоанн Предтеча, так и сей младенец взыграл пред Господом во святом Его храме. При этом чуде мать преподобного была объята страхом и ужасом; сильно были удивлены и все слышавшие голос. Бог даровал Марии сына, имя которому нарекли Варфоломей. С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
            Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей был отдан родителями учиться грамоте; вместе с ним учились и два его брата, старший Стефан и младший Петр. Они учились хорошо и делали большие успехи, а Варфоломей далеко отставал от них: трудно давалось ему ученье, и хотя учитель занимался с ним весьма усердно, тем не менее он мало успевал. Родители его бранили, учитель наказывал, товарищи смеялись.
   
         И это было по смотрению Божию, дабы дитя получило разум книжный не от людей, но от Бога. Сильно печалился о том Варфоломей, горячо и со слезами молился, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты, и Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца благочестивого отрока. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми; привыкший беспрекословно повиноваться воле своих родителей, отрок тотчас же отправился в поле. По дороге он встретил инока — старца, или скорее посланного Богом ангела в иноческом образе; старец стоял под дубом посреди поля и творил молитву. Варфоломей приблизился к нему и, поклонившись, стал ожидать, пока тот окончит свою молитву. По окончании ее старец благословил отрока, облобызал его и спросил, что ему нужно.
   
         Варфоломей отвечал: — Всею душою моею я желаю научиться грамоте. Отдали меня учиться, но ученье не дается мне; и вот я сокрушаюсь теперь о том. Отче святой! Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне уразуметь грамоту.
   
         Инок исполнил просьбу Варфоломея. Окончив молитву, он благословил отрока и сказал: — Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, так что ты превзойдешь братьев своих и сверстников.
   
         При этом старец достал сосудец и дал Варфоломею как бы некоторую частицу от просфоры; он велел ему вкусить, говоря: — Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее.
   
         После того старец хотел было удалиться, но обрадованный отрок усердно просит его посетить дом родителей. Уважавшие иноков родители Варфоломея с честью встретили гостя. Они стали предлагать ему пищу, но старец отвечал, что следует прежде вкусить пищи духовной — и когда все начали молиться, он велел Варфоломею читать псалмы.
   
         — Я не умею, отче, — отвечал отрок.
   
         Но инок пророчески произнес: — Отныне Господь дарует тебе знание грамоты.
   
         И действительно, Варфоломей тотчас же начал стройно читать псалмы. Родители его сильно дивились такой быстрой перемене, совершившейся с их сыном.
   
         При прощании старец сказал родителям святого: — Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранною обителью Святаго Духа и служителем Пресвятой Троицы.
   
         С того времени святой отрок без всякого затруднения читал книги и понимал все написанное в них; легко давалась ему грамота, ибо Бог отверз ему ซум разумети писанияป (Лк. 24, 45).

* * *

            Оставшись на горе Маковец в совершенном одиночестве, Варфоломей усердно стал приготовляться к иноческой жизни; и лишь только тогда, как укрепился он в трудах и подвигах и приучил себя к строгому исполнению правил монашеских, он решил принять пострижение.
   
         Для этого отшельник призвал к себе одного игумена, по имени Митрофана, который и постриг его в иноческий чин на двадцать третьем году его жизни, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, отчего Варфоломею и дано было имя Сергий. После пострижения Митрофан совершил Божественную литургию - в церкви Пресвятой Троицы и сподобил нового инока причащения Святых Христовых Тайн; в это самое время церковь исполнилась необычайного благоухания, которое распространялось даже за стенами храма. Семь дней новопостриженный инок неисходно пребывал в церкви. Каждый день игумен совершал литургию и приобщал его Святых Тела и Крови Господних. За все это время пищею Сергия была просфора, даваемая ему ежедневно Митрофаном. День и ночь Сергий проводил в молитве и Богомыслии, постоянно славословил великое имя Господне, воспевал псалмы Давидовы и песни духовные: он весь был объят радостью, и душа его горела Божественным огнем и благочестивою ревностью.

* * *

            Как-то раз в обители преподобного Сергия случилось оскудение в пище; два дня переносили это лишение иноки; наконец, один из них, сильно страдая от голода, стал роптать на святого, говоря: — Доколе ты будешь запрещать нам выходить из монастыря и просить у мирян хлеба? Еще одну ночь мы перетерпим, а утром уйдем отсюда и не воротимся, чтобы нам не умереть с голода.
            Преподобный Сергий утешал братию словами Священного Писания, повелевающими возлагать упование на Бога, привел он им слова Христовы: ซвоззрите на птицы небесныя, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы и Отец Небесный питает ихป (Мф. 6, 26).
   
         — Если же Он питает птиц, — говорил святой, — то неужели не может подать пищу нам? Вот теперь время терпения, мы же ропщем. Если мы перенесем кратковременное испытание с благодарностью, то сие самое искушение послужит нам на большую пользу; ведь и золото не очищается без огня.
   
         Не успел подвижник кончить своих слов, как в ворота монастыря начали стучать. Оказалось, что в обитель привезли неизвестно откуда много свежих, только что испеченных хлебов. Привезшие говорили: — Вот это один христолюбец прислал авве Сергию и братии, живущей с ним.
   
         Тогда иноки стали просить посланных вкусить с ними пищи, но те отказались, сказав, что им приказано немедленно вернуться обратно, — и поспешно удалились из обители. Пустынники, увидя обилие привезенных явств, поняли, что Господь посетил их Своею милостию, и, возблагодарив горячо Бога, устроили трапезу; при этом иноки сильно были поражены необычайною мягкостью и необыкновенным вкусом хлеба. На другой и на третий день в монастырь еще привезли много ястия и пития, так что их хватило надолго для пропитания братии.

* * *

            Одно время в монастыре стал чувствоваться недостаток в воде, происшедший, вероятно, оттого, что источник, протекавший около обители, давал менее воды, чем сколько нужно было для всех насельников быстро умножавшегося монастыря. Братии приходилось теперь носить воду издалека и с большими затруднениями. Поэтому некоторые стали роптать на святого и говорили: — Зачем ты, не разбирая, поселился на сем месте? Зачем, когда здесь нет поблизости воды, ты устроил обитель?
   
         Преподобный смиренно отвечал: — Братия, я желал один безмолвствовать на сем месте, Богу же было угодно, чтобы здесь возникла обитель. Он может даровать нам и воду, только не изнемогайте духом и молитесь с верою: ведь если Он в пустыне извел воду из камня народу Еврейскому то тем более не оставит вас, усердно служащих Ему.
   
         После того он взял с собой одного из братии и тайно сошел с ним в чащу, находившуюся под монастырем, где никогда не было проточной воды. Найдя во рву немного дождевой воды, святой преклонил колена и стал молиться: — Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, услыши нас в час сей и яви славу Твою: как в пустыне чрез Моисея чудодействовала крепкая десница Твоя, источив из камня воду, так и здесь яви силу Твою, — Творец неба и земли, даруй нам воду на месте сем, и да разумеют все, что Ты внемлешь молящимся Тебе и воссылающим славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и во веки веков. Аминь.
   
         Тогда внезапно забил обильный источник. Сильно поражена была братия; ропот недовольных сменился чувством благоговения пред святым игуменом; иноки даже стали называть сей источник Сергиевым. Но смиренному подвижнику было тяжело прославление людское, и он сказал: — Не я, братия, дал вам воду, но Сам Господь послал ее нам, недостойным. Посему не называйте его моим именем.
   
         Тогда братия перестали называть источник Сергиевым.
   
         С того времени иноки уже не испытывали более недостатка в воде, но брали ее из источника для всех монастырских потребностей; за водой из этого источника присылали нередко и миряне, иногда издалека, и пиющие эту воду с верою получали исцеление.
   
         Много и других чудес совершил преподобный еще при жизни: так однажды он воскресил мертвого. Это произошло следующим образом.
   
         В окрестностях обители жил поселянин, питавший к Сергию великую веру; единственный сын его был одержим неизлечимою болезнью; твердо надеясь, что святой исцелит отрока, поселянин принес его к преподобному. Но в то время, как он пришел в келью святого и стал просить его помочь болящему, отрок умер. Потеряв всякую надежду, отец стал горько плакать: — Увы мне, — говорил он святому, — я пришел к тебе, человек Божий, с твердою уверенностью, что ты поможешь мне. Увы мне! Что теперь мне делать?
   
         Так скорбя и рыдая, он вышел, чтобы принести все нужное для погребения сына.
   
         Увидев рыдания огорченного отца, преподобный сжалился над ним и, сотворив молитву, воскресил отрока. Вскоре возвратился поселянин с гробом. Святой же сказал ему: — Напрасно ты неосмотрительно предаешься печали: отрок не умер, но жив.
   
         Так как этот человек видел, как умер его сын, то не хотел верить словам святого; но, подойдя, он с удивлением заметил, что отрок действительно жив; тогда обрадованный отец стал благодарить преподобного за воскрешение сына.
   
         — Ты обманываешься и не знаешь сам, что говоришь, — отвечал ему чудотворец. — Когда ты нес отрока сюда, он от сильной стужи изнемог, — ты же подумал, что он умер; теперь в теплой келье он согрелся, — а тебе кажется, что он воскрес.
   
         Но поселянин продолжал утверждать, что сын его воскрес по молитвам святого. Тогда Сергий запретил ему говорить о сем, прибавив: — Если ты станешь рассказывать о том, то будешь наказан и вовсе лишишься своего сына.
   
         В великой радости вернулся поселянин домой, прославляя Бога и его угодника Сергия. Об этом чуде узнал один из учеников преподобного, который и поведал о нем.
   
         Слава о чудесах преподобного Сергия стала быстро распространяться, и начали привозить больных к нему не только из окрестных селений, но даже из отдаленных местностей. Так однажды привезли с берегов Волги знатного человека, одержимого нечистым духом. Сильно страдал он: то кусался, то бился, то убегал от всех; десять человек едва могли удержать его. Родные бесноватого, услышав о Сергии, решили привести его к преподобному. Немало усилий потребовалось для того. Когда болящего привезли в окрестности монастыря, он с необычайною силою разорвал железные оковы и стал кричать так громко, что его голос был слышен в обители. Преподобный Сергий совершил молебное пение о болящем; в это время страждущий стал несколько успокаиваться; его даже ввели в самый монастырь; по окончании молитвенного пения, когда преподобный подошел с крестом к бесноватому и стал осенять его, бесноватый бросился с диким воплем в воду, скопившуюся неподалеку после дождя. Когда же преподобный осенил его святым крестом, он почувствовал себя совершенно здоровым и рассудок возвратился к нему. На вопрос, почему он бросился в воду, исцелевший отвечал: — Когда меня привели к преподобному, и он стал осенять меня честным крестом, я увидел великий пламень, исходящий от креста, и, думая, что тот огонь сожжет меня, устремился в воду.
   
         После того несколько дней он пробыл в монастыре, прославляя милосердие Божие и благодаря святого угодника за свое исцеление.
   
         Один раз поздно вечером блаженный по своему обычаю совершал правило и усердно молился Богу о своих учениках; вдруг он услышал голос, звавший его: — Сергий!
   
         Преподобный сильно изумился такому необычайному в ночное время явлению; отворив окно, он хотел посмотреть, кто зовет его. И вот видит он большое сияние с неба, которое настолько разгоняло ночной мрак, что сделалось светлее дня. Голос послышался во второй раз: — Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри — видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы.
            Оглянувшись, святой увидел многое множество прекрасных птиц, прилетевших и в самый монастырь, и за его ограду. И опять был слышен голос: — Так умножится число твоих учеников, подобно сим птицам; и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам.
            Святой был изумлен таким дивным видением. Желая, чтобы и другой кто-либо порадовался вместе с ним, он громким голосом позвал Симона, жившего ближе прочих. Удивляясь необычайному призыву игумена, Симон поспешно пришел к нему, но видеть всего видения уже не сподобился, а узрел только некоторую часть небесного света. Преподобный подробно рассказал ему все, что он видел и слышал, и оба провели без сна всю ночь, радуясь и прославляя Бога.

* * *

            Святой Стефан, епископ Пермский, питавший великую любовь к преподобному, однажды ехал из своей епархии в Москву; дорога, по коей проезжал святитель, отстояла от Сергиева монастыря верстах в восьми. Так как Стефан очень спешил в город, то проехал мимо обители, предполагая посетить ее на обратном пути. Но когда он был против монастыря, то остановился, прочитал ซДостойно естьป и, сотворивши обычную молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: — Мир тебе, духовный брат.
            Случилось, что тогда блаженный Сергий вместе с братией вкушал за трапезою. Уразумев духом поклонение епископа, он тотчас же поднялся; немного постояв, он сотворил молитву, в свою очередь также поклонился епископу и сказал: — Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою.
            Братия была удивлена таким необычайным поступком святого; некоторые же поняли, что преподобный удостоился видения. По окончании трапезы иноки стали расспрашивать его о происшедшем, и он сказал им: — В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас, грешных.
            Некоторые из учеников преподобного тотчас же поспешили к указанному месту, потом нагнали святого епископа и убедились, что все произошло именно так, как сказал преподобный.
            Многие благочестивые мужи просияли славою в обители преподобного; многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные возведены на святительские кафедры. И все они преуспевали в добродетелях, наставляемые и руководимые своим великим учителем Сергием.
   
         Среди учеников преподобного был один, по имени Исаакий; он желал посвятить себя подвигу безмолвия и посему часто просил у святого благословения на этот великий подвиг. Однажды премудрый пастырь в ответ на его прошение сказал: — Если ты, чадо, желаешь безмолвствовать, то на следующий день я дам тебе на сие благословение.
   
         На другой день, по окончании Божественной литургии, преподобный Сергий осенил его честным крестом и сказал: — Господь да исполнит твое желание.
   
         В это мгновение Исаакий видит, что необыкновенный пламень исходит от руки преподобного и окружает его, Исаакия; с того времени он пребывал в молчании, и лишь только однажды чудесное явление разрешило ему разомкнуть уста.
   
         Преподобный Сергий еще при жизни, будучи во плоти, сподобился иметь общение с бесплотными. Однажды святой игумен совершал Божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором. В церкви тогда среди прочих находился также Исаакий-молчальник. Со страхом и благоговением, как и всегда, совершал святой великое таинство. Вдруг Исаакий видит в алтаре четвертого мужа, в чудно блистающих ризах и сияющего необычайным светом; при малом входе с Евангелием небесный сослужитель следовал за преподобным, лицо его сияло как снег, так что невозможно было взирать на него. Чудное явление поразило Исаакия, он отверз уста свои и спросил рядом стоящего с ним отца Макария: — Что за дивное явление, отче? Кто сей необыкновенный муж?
   
         Макарий также был сподоблен видения; изумленный и пораженный им, он отвечал: — Не знаю, брате; я и сам ужасаюсь, взирая на такое дивное явление; не пришел ли разве какой священнослужитель с князем Владимиром?
   
         Князь Владимир Андреевич в то время был в церкви. Старцы спросили у одного из его свиты, не приходил ли с князем иерей; спрошенный ответил, что священника с ними не было. Тогда иноки поняли, что с преподобным Сергием сослужит ангел Божий. По окончании литургии приступили к святому и спросили его об этом. Сначала подвижник не хотел открывать им тайны: — Какое необычайное явление видели вы, чада? Служили литургию Стефан, Феодор и я, грешный; более никого не было.
   
         Ученики же продолжали просить его; тогда преподобный сказал им: — Чада, если Сам Господь Бог открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот, кого вы видели, был ангел Господень; не только ныне, но и всегда, когда мне, недостойному, приходится совершать литургию, он, Божиим изволением, служит вместе со мною. Вы же никому не говорите, что видели, пока я жив.

* * *

            Во все время, пока происходила Куликовская битва, преподобный Сергий, собрав братию, стоял с нею на молитве и усердно просил Господа, чтобы Он даровал победу православному воинству. Имея дар прозорливости, святой ясно видел как бы перед своими глазами все то, что было удалено от него на большое расстояние; он поведал братии о победе русских, называл павших по именам, сам приносил о них моление.

* * *

            Около обители жил один скупой и жестокосердый человек; он обидел своего соседа — сироту: отнял у него свинью, не заплатив за нее денег, и велел ее заколоть. Обиженный стал жаловаться преподобному Сергию и просил у него помощи; тогда подвижник призвал к себе того человека и сказал ему: — Чадо, веришь ли ты, что есть Бог? Он Судия праведным и грешным, Отец сирым и вдовицам; Он готов на отмщение, и страшно впасть в Его руки. Как же мы не страшимся отнимать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло? Ужели мы еще не довольны тем, что Он дает нам по Своей благости, и прельщаемся чужим добром? Как можем мы презирать Его долготерпение? Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, домы их пустеют и память о них исчезает навсегда; и в будущем веке их ждет мучение бесконечное.
            И долго еще поучал святой этого человека и велел ему отдать сироте должную цену, прибавив: — Никогда не притесняй сирот.
   
         Тот человек раскаялся, обещал исправиться и отдать деньги своему соседу; но спустя несколько времени он изменил свое намерение и не уплатил денег. И вот, войдя в клеть, где лежало мясо зарезанной свиньи, вдруг видит он, что все оно изъедено червями, хотя время было зимнее. Объятый страхом, он тотчас же заплатил сироте, что следовало, а мясо выбросил собакам.

* * *

            Однажды прибыл в Москву из Царьграда некий епископ; он много слышал о святом угоднике Божием, но не верил этому.
   
         — Может ли, — думал он, — появиться в сих странах такой великий светильник?
   
         Рассуждая так, он задумал отправиться в обитель и своими глазами посмотреть на старца. Когда он приближался к монастырю, им овладел страх; а лишь только вошел в обитель и взглянул на святого, тотчас же ослеп. Тогда преподобный взял его за руку и ввел в свою келью. Епископ со слезами начал умолять Сергия, поведал ему о своем неверии, просил о прозрении, каялся в своем согрешении. Смиренный игумен прикоснулся к его глазам, и епископ тотчас же прозрел. Тогда преподобный кротко и мягко стал беседовать с ним и говорил, что не следует возноситься; епископ же, прежде сомневавшийся, стал теперь всех уверять, что Сергий воистину человек Божий и что Господь сподобил его узреть земного ангела и небесного человека. С подобающею честью проводил епископа преподобный из своего монастыря, и он возвратился к себе, прославляя Бога и Его угодника Сергия.
   
         Однажды ночью блаженный Сергий стоял пред иконою Пречистой Богородицы, совершая свое обычное правило, и, взирая на святой лик Ее, молился: — Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас, недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь, рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда.
   
         Так преподобный молился и воспевал благодарственный канон Пречистой. Окончив молитву, он присел на короткое время для отдохновения. Вдруг он изрек своему ученику Михею: — Чадо, бодрствуй и трезвись! В сей час к нам будет неожиданное и чудесное посещение.
   
         Лишь только произнес он эти слова, внезапно послышался голос, говорящий: — Се, грядет Пречистая.
   
         Услыхав этот голос, святой поспешно вышел из кельи в сени; здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую двумя апостолами — Петром и Иоанном; необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынося необычайного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к святому Своими руками и сказала: — Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего.
            Изрекши это, Пречистая Богоматерь стала невидима. Святой был поражен великим страхом и трепетом. Придя в себя чрез несколько времени, он увидел, что ученик его лежит как мертвый. Святой поднял его; тогда Михей стал кланяться в ноги старцу, говоря: — Отче, Господа ради, расскажи мне, что это за чудное явление; едва душа моя не разлучилась с телом, столь блистательно было сие видение.
            Святой же был объят великою радостью; даже лицо его сияло от несказанного ликования; он не мог промолвить ничего другого, как только: — Чадо, помедли немного, ибо и во мне от чудного видения трепещет душа!
            И некоторое время преподобный стоял молча; потом сказал своему ученику: — Позови ко мне Исаака и Симона!
            Когда они пришли, то святой рассказал им все по порядку, как он видел Пречистую Богородицу с Апостолами, и что Она изрекла ему. Услышав это, они исполнились великой радости, и все вместе совершили молебен Богородице; святой же провел без сна всю ту ночь, размышляя о милостивом посещении Пречистой Владычицы.
            Однажды преподобный совершал Божественную литургию. Вышеупомянутый ученик его Симон, муж испытанной добродетели, тогда был екклисиархом. Вдруг он видит, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног. А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись, как бы некая дивная пелена, погрузился в святую чашу, из которой и причастился святой Сергий. Видя это, Симон пришел в ужас и стоял в безмолвии. Причастившись, преподобный отошел от святого престола и, поняв, что Симон сподобился видения, призвал его и спросил: — Чадо, чего так устрашилась душа твоя?
            — Отче, я узрел чудное видение: я видел благодать Духа Святаго, действующую с тобою.
            Тогда преподобный запретил ему рассказывать об этом кому-либо: — Не говори никому, что ты видел, до тех пор, пока Господь не призовет меня к Себе.
            И оба они стали горячо благодарить Творца, явившего им такую милость.

* * *


   
         Прошло тридцать лет после преставления преподобного Сергия, когда Господь восхотел еще более прославить Своего угодника. В это время близ монастыря жил один благочестивый человек; имея великую веру к святому, он часто приходил ко гробу Сергия и усердно молился угоднику Божию. Однажды ночью после горячей молитвы он впал в легкий сон; тогда ему явился святой Сергий и сказал: — Возвести игумену обители: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?
            Пробудившись, тот муж исполнился страха, но вместе с тем почувствовал в сердце своем необычайную радость; немедленно рассказал он о видении ученику преподобного Сергия — Никону, бывшему тогда игуменом. Никон поведал братии — и велико было ликование всех иноков. Слух о скором открытии мощей угодника Божия распространился далеко, и много людей стеклось в обитель; прибыл и почитавший преподобного как отца крестный сын его князь Юрий Димитриевич, много заботившийся о святой обители. Лишь только собравшиеся открыли гроб преподобного, тотчас же великое благоухание распространилось кругом. Тогда увидели дивное чудо: не только честное тело преподобного Сергия сохранилось целым и невредимым, но тление не коснулось даже и одеяния его; по обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась ни мощей преподобного, ни его одежды. Видя это, все возрадовались и восхвалили Бога, прославившего Своего угодника. С ликованием были положены святые мощи преподобного в новую раку. Обретение мощей преподобного Сергия последовало 5 июля 1422 года, в память чего и было установлено празднование.

* * *

            Оставив братию видимым образом, преподобный Сергий не оставлял с нею общения невидимого; великий подвижник заботился о своей обители и после кончины, неоднократно являясь кому-либо из братии. Так однажды инок Троицкого монастыря, по имени Игнатий, удостоился такого видения: святой Сергий стоял за всенощным бдением на своем месте и с прочими братиями участвовал в церковном пении. Удивленный Игнатий тотчас же поведал об этом братии, и все радостно возблагодарили Господа, даровавшего им такого великого молитвенника и споспешника. 

 


Назад           Содержание           Вперед

ะกะฐะนั‚ ัะพะทะดะฐะฝ ะฒ ัะธัั‚ะตะผะต uCoz